Возраст от 6-12 лет это период относительно спокойного развития ребенка, небольшое затишье между стремительными изменениями предшествующих лет и бурями подросткового периода.
Значимость рассматриваемого этапа формирования ребёнка объясняется закладкой в данный период основ моральных, этических принципов и социальных установок.
Здесь наблюдаются многочисленные сдвиги, носящие характер ломки ранее привитых: интересов, особенностей, взаимоотношений. Трансформации, знаменующие рассматриваемый этап, сопутствуются субъективными проблемами подростка (душевные переживания, внутренняя сумятица, трудности физиологического характера) и осложнениями для педагогов и родителей взрослеющего чада (упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, раздражительность).
Психологи описываемый возраст именуют временем пяти «нет», поскольку подростки:
– не желают учиться, как позволяют их способности;
– не желают слушать советов;
– не делают бытовые дела;
– за собой не убирают;
– вовремя не приходят.
- Презентация «Возрастные закономерности …
- Психология подростков 14 16 лет — что …
- Родителям
- Выбор Лизы Биргер – Weekend – Коммерсантъ
- Советы для родителей | УО «Гродненский …
На рассматриваемом этапе также отмечаются следующие биологические сдвиги: увеличение роста, эндокринные изменения, преобразование моторного аппарата, несоответствие роста миокарда и капилляров (миокард растёт быстрее, нежели кровеносная система, что порой может порождать дисфункции сердечно-сосудистого аппарата).
Следствием биологических трансформаций является:
– формирование полового влечения;
– резкие перемены состояний, настроения и реакций (неуравновешенность, возбуждённость, периодическая апатия, вялость, слабость);
– неуклюжесть, угловатость, суетливость, яркое и непринуждённое проявление эмоций.
Главной потребностью данного возрастного этапа считается потребность в коммуникативном взаимодействии с товарищами. Общение для них является своеобразным средством познания собственной личности через других, самоутверждения личности, нахождения себя.
В связи с превалированием общения резко падает успеваемость, поскольку снижается мотивация к учебной деятельности. Юноши менее общительны, нежели девочки, которые тянутся к старшим мальчикам.
Психология подростка 14 лет осложняется ещё и возрастанием влияния эмоциональной сферы на разнообразные виды деятельности. Собственное отношение к педагогам, взрослым, сверстникам, учебной деятельности подросток выстраивает на основе эмоций. Разум здесь отходит на задний план.
Этапы взросления
Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.
Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.
В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.
Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.
Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше. Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал. Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.
В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.
Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.
Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу. Разговаривайте с сыном или дочерью на равных, как со взрослыми. Они в пятнадцать лет уже полноценные взрослые личности, просто очень молодые и пока неопытные.

Почитать в тему: Как правильно родителям общаться с подростком
Особенности полового воспитания детей
Половое воспитание – это нормы поведения, связанные с принадлежностью к полу.
Воспитание должно быть поэтапным, потому что, когда ребенок знает меньше, то у него появляется нездоровый интерес, если он знает больше, чем положено, то это приводит к развращенности и неправильному восприятию.
- Кто я?
До 2 лет ребенок определяет свою половую принадлежность. В течение этого времени он анализирует и подтверждает свои представления о себе.
- Изучение своих половых органов.
Когда родители видят, что ребенок интересуется своими органами, они не всегда знают как реагировать. Нужно уяснить, что если ребенок изучает себя – это нормально. Когда он трогает органы, реагируйте также, как если бы он трогал свое ушко или пальчики. В этом ничего нет плохого. Не запрещайте изучать себя, старайтесь отвлечь его на что-то другое.
- Играйте на опережение.
Будьте готовы к тому, что ребенок спросит о том, как появляются дети. Подготовьтесь заранее, как вы расскажите об этом. Чтобы информацию ребенок получил естественно, просто и понятно.
- Дозируйте.
Давайте информацию в соответствии с возрастом. Защитите его от лишней информации, которая может негативно сказаться на его психике, и не появилось отвращение. Следите за тем, что слышит и смотрит ребенок.
- Правильный тон.
Выберите такую форму разговора, чтобы не казалось, будто в этой теме есть что-то постыдное. Любая тайна вызывает интерес. На вопрос: «Почему мальчики и девочки отличаются?», ответьте, что так было задумано природой, так должно быть.
Это общие особенности полового воспитания детей, но есть и принципиальные различия в зависимости от пола.
Половое воспитание мальчиков в раннем детстве
Половое воспитание – это заранее подготовленное поведение, общение его с противоположным полом. Задача родителей вложить в мальчика задатки мужественности, научить его быть защитником, уважать противоположный пол, сформировать его поведение. Если выразить это одним словом, то нужно научить мальчика быть мужчиной.
- Мальчику нужен пример для подражания.

В основном примером является отец. Зачастую, когда у ребенка нет отца, то взрослея, он начинает вести антисоциальную жизнь (не всегда). Для мальчика нужен пример, модель поведения которого он изберет. Это может быть папа, герой-кумир, дедушка. Воспитывая мальчика, задайтесь вопросом, кто является его примером.
- Нравственные качества мужчины.
Нужно привить качества, которые необходимы для мужчины: смелость, воля, умение, сила. Или девочек нельзя обижать, их нужно защищать. То есть нормы поведения, которые присущи мужчинам.
Половое воспитание мальчика-подростка
Задача к этому возрасту дать правильное представление о себе. Этот возраст является переломным, поэтому нужно подготовить его. Он должен знать, что изменения, которые с ним происходят нормальны. Часто в этом возрасте мальчики испытывают стыд и испуг за некоторые изменения тела, возникающих мыслей, и поведения. С ним нужно беседовать, чтобы он знал, что все так и должно быть.
От 13 до 17 летнего возраста, нужно побеседовать с ним о поллюциях, о профилактике венерических заболеваний, о СПИДе. В этом возрасте ему нужна эта информация, чтобы у него не было тревожности, или мыслей о том, что с ним что-то не так. Но говорить на эти темы должен тот человек, кому он доверяет. Возможно, у него будут вопросы, которые он сможет не всем задать.
Роль отца важна тем, что он сможет лучше объяснить какие-то моменты, чем мама. Теперь мама должна уяснить, что она теперь не только мама для мальчика, но и женщина, и возможно, у него появится какая-то неловкость.
Особенности полового воспитания девочек
- Воспитание женственности
Задача родителей сохранить в девочке задатки женственности, научить ее качествам, которыми она должна обладать: терпеливость, мудрость, сострадание, умение заботиться о себе и близких, хозяйственность, аккуратность. Развить эти качества вам будет раздор легче если вы знаете — основные особенности воспитания девочек в семье.
- Чувство собственного достоинства
Нужно привить ей любовь к своей женской сущности, чтобы научить ценить себя, свое тело. Многие проблемы личности связаны с низкой самооценкой.
Половое воспитание девочки подростка.
Нужно в беседе рассказать об изменениях, которые с ней происходят. От 12 до 17 она должна узнать о менструациях, о беременности, о методах контрацепции.
В этот момент важна роль матери, которая сможет правильно сориентировать дочь, помочь избежать ей ошибок. Отношения должны быть доверительные.
Правильное половое воспитание позволяет в будущем правильно выбрать партнера, и создать гармоничные отношения.
Психологические особенности детей от 6-лет
Каждая стадия детского развития имеет свои психологические особенности. Поэтому в этот период развития родителям важно вести прививать навыки, помогающие ребёнку правильно развиваться.
В этот возрастной период дети, как правило, начинают учиться в школе, так как они уже способны к систематическим занятиям. У них усиливается стремление иметь друзей, быть частью коллектива. В возрасте от 6-12 лет дети мыслят конкретно, а не абстрактно.
Дети увлекаются играми с твердо установленными правилами. Они становятся более независимыми и скрытными, часто утаивают свои мысли и поступки от родителей и других взрослых.
Чтобы лучше понять детей, взрослым полезно бывает вспомнить свое собственное детство. «Все люди проходят через сходные этапы в своем становлении». И, тем не менее, во многих отношениях их физическое, интеллектуальное, социальное и нравственное развитие протекает по-разному, ведь каждый ребенок это индивидуальная личность.
Данный период детства можно разделить на три части:
- от 6-8 лет;
- от 9-10 лет;
- от 11-12 лет.
Возраст ребенка от 6-8 лет
В эмоциональном отношении это довольно спокойный возраст. Ребенок в 6 лет сохраняет много черт более раннего периода. Он активный, приветливый и, в основном, сосредоточенный на себе. В коллективе детей он будет, скорее всего, держаться особенно. Малыш еще может плакать. На шестом году жизни его поведение постепенно выравнивается, ребенок становится более импульсивным.
К 8-ми годам он уже выглядит и действует почти по-взрослому. Дистанция между ним и родителями увеличивается. Он становится все более независимым и привыкает больше полагаться на собственные силы. На смену зависимости от взрослых приходит взаимодействие и дружба с другими детьми. Дети от 6-8 лет еще предпочитают игры без строгих правил и не особенно заботятся об успехе своей команды. Они могут часто менять друзей.
Ребенку 9-10 лет
К 9-ти годам дети, особенно мальчики, становятся менее эмоциональными и более сдержанными. Им, как правило, нравится находиться в коллективе и они с удовольствием подчиняются его требованиям. В этом возрасте они любят игры с четкими правилами и учатся переносить без жалоб мелкие неудачи. В этом возрасте еще больше увеличивается уверенность в себе и независимость от взрослых.
Детив 9 лет способны сами ставить себе задачи и решать их. Дружба в этом возрасте прочна, но сильнее, чем в 8 лет, проявляется неприязнь к противоположному полу. В 10 лет дети, чаще пребывают в мире с собой и окружающими. Они отзывчивые, рассудительные, послушные и, в целом, доставляют много радости. Время от времени эта гармония может нарушаться сменой настроения, вспышками гнева или периодами грусти, но они обычно продолжаются недолго.
Девочки в 10 лет несколько опережают мальчиков в физическом развитии и начинают обращать внимание на изменения, происходящие с их телом. У мальчиков в этом возрасте этот процесс еще менее выражен, физическое созревание происходит у них медленнее. В определенном смысле десятилетний возраст можно считать промежуточным между детством и подростковым периодом.
Возраст ребенка 11-12 лет
Примерно на 11-ом году жизни ребенок вступает в подростковый период. Его активность заметно возрастает, ребенку не сидится на месте. Растущий организм требует все больше и больше разнообразия, как физического, так и духовного. У подростка появляется необходимость в новых эмоциях и впечатлениях.
На смену уравновешенности ребенка приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость. Подросток довольно много знает и умеет, нередко ведет себя самоуверенно и даже вызывающе. Он презирает все, что кажется ему «детским», и готов сражаться за свою самостоятельность.
В 11-12 лет дети очень чувствительны к критике, пусть даже воображаемой. Они склонны сомневаться в себе, бурно проявлять эмоции и вступать в споры, особенно в домашней обстановке. К этим возрастным особенностям родители должны относиться с должным пониманием, но, не потакать капризам ребенка.
Взгляды психологов
Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.
Выготский
Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:
- выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
- назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
- считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.
Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:
- 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
- 3 — сюжетно-ролевая;
- 7 — учебная;
- 13 — интимно-личностная;
- 17 — учебно-профессиональная.
Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:
- по Фельдштейну — общественно-полезная;
- по Давыдову — общественно-значимая;
- по Беличевой — референтно-значимая;
- по Поливановой — проектная.
По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.
Божович
Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.
Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
Эльконин
- Энциклопедия для родителей
- Купить книгу «Здоровье ребенка от …
- Календарь развития ребенка: старший …
- Сепарация подростков
- Переходный возраст и подростковый …
Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:
- «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
- «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:
Раннее детство:
- младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
- ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).
Детство:
- дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
- младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).
Подростничество:
- младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
- старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).
Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.
Эриксон
Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:
- 1 год — доверять окружающему миру или нет?
- 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
- 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
- 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
- 17 — кто я и чего я хочу?
По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.
Разговаривайте с ними
Однажды я писала статью для газеты и спрашивала детей, чего они на самом деле хотят от взрослых. У меня была гипотеза, что самым частотным ответом будет «чтобы отвалили». Но ответы, которые они дают, совсем другие. Они хотят, чтобы с ними разговаривали. Причем не про то, сделал ли он уроки, поел ли, почему он до сих пор в свитере и почему не убрано в комнате. А разговаривали на посторонние темы. Причем безоценочно. У наших детей в избытке общения в формате «я начальник, ты дурак», в позиции сверху вниз — с учителями, с репетиторами, с тренерами. А спокойное, дружеское общение один на один со взрослым, — в дефиците, поэтому они так липнут, например, к библиотекарям, которые готовы с ними разговаривать про прочитанные книжки, а не про их собственный опыт и не про их собственные косяки. К учителям, которые ведут какой-то читательский клуб или киноклуб и не оценивают их каждый день. Дети ужасно устают от оценочного общения. Когда они приходят и что-то рассказывают в надежде на эмоциональный опыт, на поддержку, на сочувствие, — что делает родитель? Выдает оценку и рекомендацию, как надо было поступить. Но от него ожидались какие-то совершенно другие вещи. От него ожидалась человеческая реакция, а не учительская.
Однажды мне пришлось переводить книжку Рассела Баркли про налаживание отношений с трудными детьми. Один из ключевых моментов этой программы была такая установка: не меньше пятнадцати минут в день заниматься делом, которое приятно обоим, и в это время не перебивать инициативу и не давать советов, оценок и указаний.
Приходит пора, когда дети нас все время провоцируют. Они дожидаются эмоциональной реакции, чтобы убедиться, что мы еще не умерли. У меня сын лет с десяти до семнадцати бесконечно меня провоцировал какими-то вещами: что-нибудь наврет, например, «я сегодня принес три двойки», — и ждет. На самом деле он не принес три двойки, но ему интересно, что я скажу, какое разнообразие реакций я ему продемонстрирую. В конце концов он меня натренировал до полной толерантности к этому, я стала совершенно нечувствительна к известиям об оценках. Ну подумаешь, три двойки, чем это тебе грозит, может, на них плюнуть? Или надо что-то делать, тебе нужна какая-то моя помощь в этой области? Три двойки так три двойки, рабочая ситуация.
К сожалению, очень часто на провокацию взрослый отвечает агрессией. Ребенок ведет себя неприемлемо, взрослый — вместо того чтобы выдать ему профессиональную реакцию — реагирует эмоционально. То есть взрывом. Нам полезно помнить, что на нашей стороне сила, опыт, ресурсы, мудрость, возраст, а у них ничего этого нет. И они очень сильно хотят показать, что у них все это есть.
Часто бывает, когда нам кажется, что там у них глухая стена, бетон, монолит, и мы пытаемся пробить эту стену, чтобы достучаться, — стена оказывается картонная. И за ней ничего нет. Ты лупишь уже со всей силы в эту стену, чтобы ее пробить, кулак проваливается в пустоту, и человек, вместо того чтобы на тебя наброситься, вдруг скукоживается и плачет. У меня был такой опыт в жизни, и он очень страшный. И со своими детьми, если мы переходим границу, лучше замечать, где у меня та точка кипения, до которой меня можно довести, где мне нужна пауза, чтобы не взорваться. Когда на работе у нас такие ситуации возникают, мы же умеем себя регулировать. Но с детьми у нас есть ощущение, что мы в полном праве решить конфликт силой, статусной демонстрацией, потому что я взрослый, потому что я сильнее, потому что я могу. И дети очень тяжело на это реагируют, они часто говорят, что со взрослыми бесполезно разговаривать. «Они не слушают наших аргументов. Они начинают сразу давать категорические советы — я старше, значит, я умнее». Для подростков это оскорбительно, потому что они сейчас хотят рациональных аргументов. А этих рациональных аргументов у нас нет.
Почему мне нельзя поехать на фестиваль с друзьями? «Да потому что я боюсь. Я тупо боюсь, мне страшно тебя отпускать. Чего мне страшно? Да я не знаю, чего мне страшно. Мне всего страшно, я хочу тебя привязать веревочкой к своей ноге, чтобы ты сидел рядом, и я знала, что ты у меня занят делом». А ребенок продолжает разговор на уровне аргументации, а не на уровне глубинных материнских страхов. И этот разговор обречен, потому что рациональных аргументов у нас для него нет. У нас есть аргумент «я боюсь» и с ним уже сделать ничего нельзя.
Причины кризиса
Кризисный период в подростковом возрасте может протекать почти незаметно или же наоборот приносить с собой конфликты и девиантное поведение. Причины, по которым возможно такое различие можно разделить на внешние и внутренние.
Чрезмерная опека и тотальный контроль со стороны родителей — первопричина кризиса в переходном возрасте их детей
К внешним причинам кризиса подросткового возраста относится:

- чрезмерный контроль действий ребенка со стороны родителей;
- гиперопека, которая ставит под сомнение способность подростка быть самостоятельным;
- зависимость во взаимоотношениях между членами семьи.
Внутренние причины заключаются в психологических особенностях каждого конкретного ребенка. Качества личности, которые мешают самоутверждению, самовыражению, внутренне воспринимаются как серьезные недостатки. Проявляется склонность в самообвинении себя неудавшимся человеком.
Перестройка организма, выработка значительного количества гормонов приводит к половому созреванию, корректировке всех систем организма. Однако, как и всякая перестройка, она сопряжена с проблемами приспособления к новому мышлению и новому телу, что вызывает поведенческие проблемы.