Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

Наши дети растут, меняются и меняются наши взаимоотношения. Вопросы, которые раньше не вставали перед родителями, сейчас стоят особенно остро.

Что такое психология подростка

Подростковый возраст знаменуется переходом в сознании человека от ощущения себя ребенком к пониманию своего взросления. Физиологические изменения, в том числе гормональная перестройка организма, вызывают ощущение, что что-то поменялось, а что именно, пока непонятно.

Поэтому у детей проявляется тяга ко всему новому, а также отрицание общеустановленных принципов, ранее привитом родителями образе жизни.

Что такое психология подростка

Каждый ребенок проходит этот сложный период со своими трудностями и особенностями. Длительность его также различна для каждого конкретного случая. Однако при благоприятном протекании переходного периода он заканчивается к возрасту 15 лет.

Стать ребенку ненужным

Первая задача родителя в подростковом возрасте — выжить. Вторая — стать ребенку ненужным. Как это ненужным, спросите вы. Мать и отец ребенку нужны всегда! Но на самом деле задача любого родителя — вырастить человека, который способен существовать без нас. Это счастье, когда нам от человека ничего не нужно, и мы можем его просто любить, радоваться ему, делиться с ним своим хорошим настроением, оказывать ему поддержку. Это нормальные, взрослые отношения, построенные на любви.

Ребенок, когда отходит от родителя, похож на робот-пылесос: у него есть какая-то зарядная база, он идет на свои одинокие прогулки по пыльным закоулкам квартиры, но потом все равно возвращается на эту базу. Для того чтобы подпитаться энергией, набраться сил. Это для него место силы, собственно говоря, это то, чем должен быть нормальный дом для нормального взрослого человека. Место, куда ты возвращаешься, чтобы набраться сил. Место, где тебя любят, где тебе рады, где ты чувствуешь себя в полной безопасности.

Отчего же подростки бегут из дома? Один из первых ответов — дом перестает быть безопасным местом.

Сделать его небезопасным для ребенка очень легко: он не успел прийти домой, а мама уже посмотрела оценки в электронном журнале и ждет на пороге со скалкой. Где был, почему «н» на русском, «тройка» по истории, когда у тебя контрольная по алгебре, сдал ли ты хвост по физике. Он еще зайти не успел, ботинки не снял. Даже Иван-Царевич в русских сказках Бабе Яге говорит: «Накорми, напои, баньку истопи, а потом пытай», а мы сразу с порога приступаем к пыткам. А потом: «Ну, давай быстренько поешь, садись уроки делай, чтобы весь вечер свободен». Не знаю, как кто, а я, когда прихожу домой с работы после шести-семи уроков, еще примерно час сижу молча, ни с кем не разговариваю и играю в «Энгри бердз». И лучше чтобы меня никто не трогал. А если этого часа у меня не будет, я весь остаток дня буду недееспособна. Он мне нужен просто как пауза. А что мы, родители, делаем, когда видим, что ребенок пришел из школы и сел у компьютера играть в какую-то ерунду?

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Читайте также:  8 вещей, которые мамы должны делать со своими дочками

Первый – от 10 до 13 лет.

Этапы взросления

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше. Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал. Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Этапы взросления

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, развивая таланты и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу. Разговаривайте с сыном или дочерью на равных, как со взрослыми. Они в пятнадцать лет уже полноценные взрослые личности, просто очень молодые и пока неопытные.

Этапы взросления

Почитать в тему: Как правильно родителям общаться с подростком

Особенности полового воспитания детей

Половое воспитание – это нормы поведения, связанные с принадлежностью к полу.

Воспитание должно быть поэтапным, потому что, когда ребенок знает меньше, то у него появляется нездоровый интерес, если он знает больше, чем положено, то это приводит к развращенности и неправильному восприятию.

  • Кто я?

До 2 лет ребенок определяет свою половую принадлежность. В течение этого времени он анализирует и подтверждает свои представления о себе.

  • Изучение своих половых органов.

Когда родители видят, что ребенок интересуется своими органами, они не всегда знают как реагировать. Нужно уяснить, что если ребенок изучает себя – это нормально. Когда он трогает органы, реагируйте также,  как если бы он трогал свое ушко или пальчики. В этом ничего нет плохого. Не запрещайте изучать себя,  старайтесь отвлечь его на что-то другое.

  • Играйте на опережение.

Будьте готовы к тому, что ребенок спросит о том, как появляются дети. Подготовьтесь заранее, как вы расскажите об этом. Чтобы информацию ребенок получил естественно, просто и понятно.

  • Дозируйте.

Давайте информацию в соответствии с возрастом. Защитите его от лишней информации, которая может негативно сказаться на его психике, и не появилось отвращение. Следите за тем, что слышит и смотрит ребенок.

  • Правильный тон.
Читайте также:  Как развивать и что должен уметь ребенок в 4 года

Выберите такую форму разговора, чтобы не казалось, будто в этой теме есть что-то постыдное. Любая тайна вызывает интерес. На вопрос: «Почему мальчики и девочки отличаются?», ответьте, что так было задумано природой, так должно быть.

Это общие особенности полового воспитания детей, но есть и принципиальные различия в зависимости от пола.

 Половое воспитание мальчиков в раннем детстве

Половое воспитание – это заранее подготовленное поведение, общение его с противоположным полом. Задача родителей вложить в мальчика задатки мужественности, научить его быть защитником, уважать противоположный пол, сформировать его поведение. Если выразить это одним словом, то нужно научить мальчика быть мужчиной.

  • Мальчику нужен пример для подражания.
Особенности полового воспитания детей

В основном примером является отец. Зачастую, когда у ребенка нет отца, то взрослея, он начинает вести антисоциальную жизнь (не всегда). Для мальчика нужен пример, модель поведения которого он изберет. Это может быть папа, герой-кумир, дедушка. Воспитывая мальчика, задайтесь вопросом, кто является его примером.

  • Нравственные качества мужчины.

Нужно привить качества, которые необходимы для мужчины: смелость, воля, умение, сила. Или девочек нельзя обижать, их нужно защищать. То есть нормы поведения, которые присущи мужчинам.

Половое воспитание мальчика-подростка

Задача к этому возрасту дать правильное представление о себе. Этот возраст является переломным, поэтому нужно подготовить его. Он должен знать, что изменения, которые с ним происходят нормальны. Часто в этом возрасте мальчики испытывают стыд и испуг за некоторые изменения тела, возникающих мыслей, и поведения. С ним нужно беседовать, чтобы он знал, что все так и должно быть.

От 13 до 17 летнего возраста, нужно побеседовать с ним о поллюциях, о профилактике венерических заболеваний, о СПИДе. В этом возрасте ему нужна эта информация, чтобы у него не было тревожности, или мыслей о том, что с ним что-то не так. Но говорить на эти темы должен тот человек, кому он доверяет. Возможно,  у него будут вопросы, которые он сможет не всем задать.

Роль отца важна тем, что он сможет лучше объяснить какие-то моменты, чем мама. Теперь мама должна уяснить, что она теперь не только мама для мальчика, но и женщина, и возможно, у него появится какая-то неловкость.

Особенности полового воспитания девочек

  • Воспитание женственности

Задача родителей сохранить в девочке задатки женственности, научить ее качествам, которыми она должна обладать: терпеливость,  мудрость, сострадание,  умение заботиться о себе и близких, хозяйственность, аккуратность. Развить эти качества вам будет раздор легче если вы знаете — основные особенности воспитания девочек в семье.

  • Чувство собственного достоинства

Нужно привить ей любовь к своей женской сущности, чтобы научить ценить себя, свое тело. Многие проблемы личности связаны с низкой самооценкой.

Половое воспитание девочки подростка.

Нужно в беседе рассказать об изменениях, которые с ней происходят. От 12 до 17 она должна узнать о менструациях, о беременности, о методах контрацепции.

В этот момент важна роль матери, которая сможет правильно сориентировать дочь, помочь избежать ей ошибок. Отношения должны быть доверительные.

Правильное половое воспитание позволяет в будущем правильно выбрать партнера, и создать гармоничные отношения.

Как вести себя родителям с детьми в возрасте от 6-лет

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития.
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту.
  • Оценивать безопасность мира ребёнка и учить его навыкам разрешения конфликтов.
  • Поддерживать усилия ребёнка учиться делать что-либо по-своему.
  • Давать много поощрений при обучении новому.
  • Быть надёжным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом.
  • Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление.
  • Не соглашаться с искажениями действительности.
  • Быть чётким относительно того, кто за что отвечает.
  • Поощрять способности ребёнка думать логично и творчески.
  • Предлагать способы решения проблем.
  • Обсуждать с ребёнком, как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своём.
  • Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила.
  • Позволять ребёнку испытывать неопасные естественные последствия своих действий.
  • Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребёнке, даже когда он не  согласен с Вами.
  • Поощрять отделение реальности от фантазии, рассказывать Вам о них.
  • Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребёнок рос слишком быстро.
  • Быть самому ответственным и поощрять ребёнка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства.
  • Способствовать развитию навыков ребёнка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее (ближе к юности) того, кто послужит образцом для подражания.

Особенности подросткового возраста

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

  1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.