Возрастные особенности подростков: мышление, память, внимание.

Психологи едины во мнении, что в подростковом возрасте, а именно с 12 до 16 лет, происходит пик развития памяти. Ребенок начинает лучше анализировать информацию и делать из нее собственные выводы.

Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

Если у ребенка плохие память и внимание, ему будет трудно сначала учиться в школе, а затем и работать, если выбранная деятельность будет связана с умственными нагрузками. В детском возрасте проблемы с этими когнитивными функциями встречаются нечасто; в большей части случаев они просто недостаточно развиты, что возможно легко скорректировать, если регулярно прикладывать усилия. Без постоянной работы исправить ситуацию не получится, проблема будет постепенно усугубляться. Принятые в раннем возрасте меры позволят избежать таких затруднений.

В детстве когнитивные процессы более активны, ребенок легче обучается. Чем старше становится человек, тем больше усилий он вынужден прилагать, чтобы добиться аналогичного результата. Поэтому чем раньше будут начаты занятия, тем больше эффект от них.

Особенно важно начинать упражнения, если у ребенка есть проблемы, вызванные медицинскими или физиологическими факторами.

Питание для мозга

Для полноценного развития мозг нуждается в определенных питательных веществах: йоде, селене, фосфоре, омега-3 жирных кислотах, витаминах B, C, E, K. Следите за тем, чтобы в рационе подростка присутствовали богатые ими продукты – молоко, чеснок, орехи, морская капуста, морепродукты, злаковые, творог, мед, горький шоколад.

Внимание! Основным источником энергии для мозга является глюкоза. Желательно получать ее из натуральных, богатых витаминами и минералами продуктов – ягод, фруктов, овощей, меда, сухофруктов.

Обманчивая легкость

Как напоминает Коновалов, инфекция может протекать тяжело при сопутствующих болезнях. Это касается не только взрослых, но и детей. В том числе из-за коронавируса могут обостряться хронические состояния. Но не стоит расслабляться даже родителям абсолютно здоровых детей, в особенности тем, чьи дети находятся в подростковом возрасте.

«Это может быть при сахарном диабете, бронхиальной астме, пороках сердечно-сосудистой системы, болезнях почек и мочевыводящих путей и так далее. При наличии врожденного или приобретенного иммунодефицита (ВИЧ), онкологических болезнях (в т. ч. в процессе лечения) и других проблемах с иммунитетом болезнь также может протекать нетипично и тяжело. Но даже у здоровых детей без сопутствующих болезней может возникать вирусная пневмония, хотя она обычно протекает без дыхательной недостаточности. Кроме того, нужно учитывать возрастной фактор тяжесть инфекционного процесса нередко нарастает в подростковом периоде, и у 16-18-летних болезнь может протекать так же, как и у молодых взрослых людей», подчеркивает доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Пирогова.

Обманчивая легкость

У взрослых, заболевших коронавирусом, высокая изматывающая температура редко бывает короче 10-14 дней, а сама госпитализация продолжается много дольше. Дети редко болеют дольше 5-7 дней, но необходимо понимать, что COVID-19 может сочетаться с вирусами гриппа, респираторно-синцитиальной инфекцией, а также бактериальными возбудителями, например пневмококком, которые отягощают воспалительный процесс дыхательных путей.

Читайте также:  Можно ли есть капусту при грудном вскармливании (при ГВ)?

«У детей чаще, чем у взрослых, также бывает кишечная форма болезни, для неё характерны боли в животе и диарея (жидкий стул) на фоне повышенной температуры тела. Обычно эти симптомы быстро проходят самостоятельно, но может возникать обезвоживание, за этим надо следить», напоминает Иван Коновалов. Прыщи и покраснение. Могут ли маски стать причиной проблем с кожей? Подробнее

Этапы формирования самостоятельности при подготовке домашнего задания:

1. Выполнять как можно больше заданий вместе с ребенком. Постарайтесь понять, где пробелы, и помогайте их восполнить.

2. Определенную часть работы ребенок выполняет самостоятельно. При ее успешном выполнении оцените ее (поставьте рядом какой-нибудь смайлик, значок). На этом этапе ребенку нужно объяснить, что обращаться за помощью необходимо при конкретных затруднениях, а не на постоянной основе. Статья по теме Есть, чтобы учиться. 5 советов для родителей по питанию их чад

3. На данном этапе ребенок уже самостоятельно выполняет все задания. Вы находитесь рядом, занимаетесь своими делами, но в любой момент можете прийти на помощь и проверить выполненное. Смысл этого этапа — ребенок должен убедиться, что справляется самостоятельно.

4. На этом этапе ребенок также выполняет задания самостоятельно, но уже знает, сколько времени уйдет на подготовку, контролирует себя. В этот момент Вы уже можете отсутствовать дома либо находиться в другой комнате. Смысл этого этапа — ребенок сам старается преодолеть свои трудности.

Упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников

Упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников

Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга.

Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга.

Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки:

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение

УПРАЖНЕНИЕ: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи

УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо

Читайте также:  Когда и как начинать учить иностранный язык с ребенком?

УПРАЖНЕНИЕ: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

УПРАЖНЕНИЕ: Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки

Упражнение для развития мозга

В развитии мозга помогают шахматы, шашки, головоломки, кубик Рубика, ребусы и кроссворды.

Развивающие игрушки

На современном рынке представлено неимоверное количество игрушек и развлечений для ребенка. Но для обеспечения хорошей работы мозга у детей родители должны быть избирательными и обращать больше внимания на творческие развивающие игрушки.

Игра с правильными игрушками помогает ребенку развивать речь, ум, общение, эмоциональный контроль. Творческие игрушки не должны быть дорогими. Оптимально, если в их основе простой и безопасный механизм, который дает свободу воображению и стимулирует фантазию ребенка.

Слушание музыки с раннего возраста

Спокойная классическая музыка обладает удивительными свойствами и положительно влияет на мозг ребенка. С ней желательно знакомить будущего малыша еще в период беременности, чтобы он мог слышать мелодичные звуки в утробе. Это способствует формированию когнитивных функций и общему развитию. Красивые, приятные слуху мелодии приводят к высвобождению дофамина, что стимулирует мотивацию продолжать обучение. Вот почему музыка способна облегчить учебный процесс и помочь детям усваивать материал.

Ранний возраст ребенка — хорошее время для начала обучения музыке. Это положительно влияет на развитие мозга, тренирует интуитивное мышление, внимательность, расширяет кругозор. Родители, которые отдают детей в музыкальную школу до 7 лет, отмечают, что у их малышей в течение года улучшилась память и способность к обучению в дошкольных и школьных учреждениях. Научные исследования подтвердили, что раннее музыкальное образование укрепляет связи между левым и правым полушариями головного мозга, улучшая умственные способности ребенка.

Независимо от того, насколько заняты родители, нельзя допускать, чтобы дети подолгу сидели перед телевизором, компьютером или мобильным телефоном. Большинство педиатров не рекомендует просмотр телепередач ребенку до двух лет. От этого может пострадать мозг ребенка и его интеллектуальные способности. Детям старше двух лет достаточно проводить у экрана не более пары часов в день. В противном случае заметно ухудшается успеваемость, поведение, сон, мотивация к учебе, творчеству и стремления к победам. Взамен могут усилиться тяга к насилию, увеличиться лишний вес, капризы.

Помимо этого длительное времяпрепровождение за телеэкраном способствует постепенному отдалению ребенка от родителей. Он перестанет доверять взрослым, будет меньше общаться с ними, не обращать внимание на их просьбы и не ценить своих родных. Ученые отметили, что у детей, которые до трех лет много времени проводили у экрана или играли в телефон, мозг хуже развивался, что отразилось на более низкой их успеваемости в школе.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие бывают артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет?

  1. “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. “Нет” занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Читайте также:  Можно ли кормящей маме употреблять свеклу

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: подробный обзор занятий с детьми с 2-х летВрач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Лайфхаки для отличной памяти

Используйте техники запоминания, чтобы зафиксировать в памяти нужную информацию:

Визуализируйте. Читая книгу, представляйте героев и обстановку. Имя нового знакомого мысленно привязывайте к его внешности. Маша — высокая брюнетка, у Пети татуировка со Спайдерменом на шее. Цифры в номере телефона описывайте при помощи простых образов: 7 — кочерга, 2 — лебедь, 0 — пончик.

Лайфхаки для отличной памяти

Подбирайте ассоциации. Рифмуйте информацию, чтобы лучше её запомнить. С детства я знаю, что «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит их пополам». После школы мне ни разу не пришлось делить пополам угол, но информация осела в мозге навсегда.

Организуйте информацию. Наведите порядок в почте, заведите отдельные папки для важных адресатов. Составляя список покупок, разбивайте его на категории: напитки, еда, бытовая химия. Определитесь с местом для важных в быту предметов — ключница для ключей, очки на тумбочке у кровати, пульт у телевизора.

Простая ключница очень облегчает жизнь и экономит время панических поисков ключей перед выходом

Упорядочивайте важные вещи. Когда-то этот метод был известен, как «техника Цицерона» или «метод римской комнаты», но знаменитый сериал про Шерлока Холмса навсегда закрепил в общественном сознании название «дворец памяти». Всё просто: в воображении создаётся комната, или дом, дорога, да хоть волшебный лес. Вещи, события или понятия, которые надо запомнить, ассоциируются с определёнными элементами этого пространства и предметами в нём. Например, день рождения друга — воздушный шар, ежемесячная выплата кредита — бездонная яма. После этого достаточно представить эту комнату или мысленно пройтись по дороге, вспоминая ассоциированную информацию. Кстати, если вспоминая задачи на неделю, вы мысленно представляете записи на странице ежедневника или даже в школьном дневнике, вы уже пользуетесь этой техникой.

Лайфхаки для отличной памяти

Мысленно представив страницу дневника, можно быстро сориентироваться в днях недели и спланировать дела на будущую или вспомнить прошлую

Хитрости и трюки не ухудшают эффективность памяти, как короткий и быстрый путь до цели не ухудшает качество дороги. Вы просто облегчаете себе задачу и избавляете от стресса, наводя порядок в голове и жизни.