Воспитание ребенка до года: советы родителям и рекомендации психолога

Воспитание ребенка до года — сложная задача для неподготовленной пары. Родительство — одна из основных функций человека, делающих его счастливым. Однако наряду с моментами счастья, радости, нежности и заботы появляются и проблемы, сложности, сомнения.

Роль семьи в воспитании ребенка

Надо отметить, что отношения внутри семьи — первый образец общественных отношений для ребенка. Здесь он будет получать первые представления о семейных ролях. Видя как отец и мать относятся к друг к другу и другим членам семьи, малыш скорее всего перенесет такую же модель отношений и в свою семью. Именно поэтому многие психологи рекомендуют родителям никогда не выяснять отношения при ребенке и даже после расставания сохранять по возможности как минимум дружеские отношения.

Также многие педагоги отмечают, что нередко самые «трудные» дети растут в семьях, где родители достаточно хорошо образованы и материально обеспечены. И, наоборот, в бедных семьях с низкой культурой родителей воспитываются хорошие дети. Это говорит о том,что никакие блага и педагогические подходы не смогут компенсировать стрессовой ситуации в семье.

Однако это не означает, что члены семьи не должны мотивировать ребенка к обучению и саморазвитию. Они сами должны стать для него примером — читать книги, узнавать что-то новое, путешествовать и т.д. Необходимо с малолетства приучать ребенка к умственному развитию, самостоятельно ребенок к этому прийти не сможет.

Участие других членов семьи в воспитании ребенка

В современных семьях нередко можно наблюдать как несколько поколений живут под одной крышей. Обычно это родители ребенка, бабушки, дедушки, иногда тети и дяди. И, конечно же, все они имеют совершенно разную жизненную позицию. Однако важно, чтобы вся семья от мала до велика придерживалась одной линии воспитания ребенка и прививала ему единые моральные ценности. Об этом нужно поговорить и обсудить все вопросы заранее.

Правило единого стиля воспитания распространяется и на запреты. Если одни из членов семьи все разрешают, а другие запрещают, то ребенок сначала скорее всего растеряется, будет в ступоре. Затем те члены семьи, которые выдвигают запреты, скорее всего попадут в немилость, малыш перестанет их слушаться, а потом и вовсе поймет, что мнением других людей можно пренебречь себе в угоду. Допускать этого ни в коем случае нельзя!

Всем членам семьи необходимо также внимательно прислушиваться друг к другу. Зачастую бывает так, что старшее поколение любит давать советы, поучать молодежь. Но прежде чем отвергать другую, противоположную точку зрения и терять контроль, подумайте, может быть в советах действительно есть смысл. Ведь у бабушек и дедушек действительно больше опыта в воспитании детей.

О различных позициях воспитания и развития детей можно узнать и из этого видео:

Воспитание малыша: основные моменты

Что бы воспитывать малыша до года, нужно определиться с самим понятием воспитания. Что для вас есть воспитание?

  • научение малыша навыкам самообслуживания и гигиены (к году должен сам есть ложкой и проситься на горшок);
  • применение различных интеллектуальных развивающих методик (обучение буквам, цифрам, азам чтения и др.);
  • применение методик физического развития и закаливания (разнообразные гимнастики, йога для новорожденных, обливание водой, обучение плаванью с первых дней и др.)
  • формирование у ребенка положительных привычек и предупреждение вредных (следить, чтоб не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал самостоятельно, без укачивания и др.)
  • поиск сферы, в которой «у него есть способности» (малышам дают краски, чтобы они рисовали, сажают за музыкальные инструменты, чтобы они играли, дают пластичные массы для лепки и др.)
  • постоянное нахождение рядом с малышом и исполнение всех его желаний;
  • стремление как можно раньше сделать из ребенка «самостоятельную личность», которая будет развиваться и расти и без
  • присутствия рядом родителей (таких малышей родители никогда не берут к себе в кровать, не держат на руках, чтобы «не приучить к рукам», оставляют подолгу в манеже или кроватке, реагируют на крик и плач малыша тогда, когда могут, а не сразу).
Читайте также:  Возраст прорезывания первых молочных зубов

Конечно, список толкований понятия «воспитание ребенка до года» можно продолжать и далее. Главное чтобы вы, как родитель, нашли свое толкование, поняли, зачем и почему вам нужно воспитывать ребенка, чего вы хотите добиться в процессе воспитания?

Каждый родитель преследует конкретную цель: кто-то хочет, чтобы ребенок стал к году самостоятельным, и его можно было быстрее отдать в садик, кто-то хочет видеть своего ребенка гением и готов сутками напролет возиться с ним, чтобы раскрыть его талант и способности.

Есть родители, которые прививают малышу свои пищевые и мировоззренческие привычки (например, кормят вегетарианской едой, каждую неделю посещают с малышом церковь, или не вводят естественный прикорм, выдерживая малыша полностью на грудном питании и др.).

Ответив себе на вопрос, какого результата я хочу добиться в результате воспитания, сразу ответьте и на ряд других вопросов:

  1. полезно ли самому малышу такое воспитание?
  2. Не вредит ли оно его развитию?
  3. Не является ли это вымещением своих подсознательных желаний? (Вдруг, не добившись больших высот в жизни, вы будете насильно заставлять малыша добиваться высоких целей, чтобы реализовать свои желания и нереализованные потребности?)
  4. Востребован ли в обществе такой результат?

К сожалению, очень часто, родители начинают воспитывать своих детей в угоду новомодным течениям, в угоду своим комплексам и нереализованным желаниям, в стремлении воспитать «супер-человека будущего века» и т.д.

Нередко слепо действуя чужим советам и рекомендациям, родители забывают об элементарных понятиях «любовь», «нежность», «забота».

Разбираясь в вопросах воспитания малышей до года, нужно, прежде всего, отталкиваться от своих взглядов и предпочтений, опираясь на особенности и индивидуальность вашего малыша.

Ошибочно предполагать, что ребенок до года ничего не понимает, так же, как ошибочно во всем ориентироваться только на его желания и требования.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.
Читайте также:  Воспаление легких у детей симптомы, чем лечить

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Собственная позиция

Так как же достучаться подростка, который замыкается в себе, огрызается, но при этом часто страдает и очень мечтает о любви и признании? Помогите сформировать свое мнение о мире и людях, не навязывайте свой опыт.

Чтобы найти ключ к понимаю с ребенком переходного возраста, важно помнить: он уже не ребенок в прямом смысле слова. Сложность ситуации – именно в «переходности» данного периода. Не мешайте дочери или сыну «ломать» сложившиеся устои в семье или общении. Пусть он сам обретет необходимый ему или ей опыт, ведь только так произойдет «накопительный» эффект и человек становится взрослым.

Однако важно дать понять подростку, что вы всегда рядом, поддержите, подбодрите и поможете. Говорите с ним, но не навязывайтесь, просто будьте рядом, уделяйте внимание. Чувство защищенности, надежности – это верный рецепт снижения тревоги и решение проблемы возможного суицида, срывов или любых переживаний. Если в семье обстановка гармоничная и стабильная, стрессы позднего школьного периода не будут большим испытанием для детей и их окружения.

Собственная позиция

Похожие публикации: Кризис 3 лет у ребенка. Как не сойти с ума? О воспитании девочек в 13 лет Особенности кризиса семилетнего возраста и возможности его преодоления 16 летние подростки. Как им помочь

Собственная позиция

Развлекаем «правильно»: польза игр

Для малышей в первый триместр жизни, лучшее развлечение ― слышать голос родителей. Пойте песни, меняя интонацию, потешки. Покачивайте на руках в такт музыке. Делайте легкую разминку и уложите малыша к себе на животик. В остальные три триместра, ребенок уже проявляет больше внимания к игрушкам. Берите их в руки, вращайте. Давайте потрогать ребенку. Детям нравятся хлопки: аплодируйте, танцуйте перед ним, улыбайтесь. Такое «представление» поднимет настроение крохе и вам.

На помощь придут игрушки. Отчего они важны и какие выбрать

Развлекаем «правильно»: польза игр

В процесс воспитания ребенка от 0 до года входит знакомство с игрушками. Это не просто развлечение, а способы расширения кругозора.

Погремушка Развивает орган слуха, понимание ритма. Шумите погремушкой поочередно у каждого уха. Ребенок должен проявлять интерес к звуку и пытаться оборачиваться на его источник.
Подвеска на колыбель Подвешивать конструкцию следует на расстоянии 20-25 см. Периодически меняйте подвески.
Браслеты с мягкими игрушками, бубенцами. Знакомит кроху с новыми звуками, цветами и их сочетаниями. Надевайте браслеты на разные руки. Эти аксессуары стимулируют к действиям: поднять ручку, повернуть голову, трясти рукой.
Мячи, удобного размера для детской ладони. Они могут быть необычной текстуры: пушистые, «пупырчатые», светящиеся, с блестками.
Фигурки животных: из пластика, дерева, мягкие. Они должны быть монолитными, не иметь мелких деталей, чтобы избежать проглатывания мелкого предмета. Покупайте игрушки согласно указанной возрастной маркировке. Рассказывайте как «говорит» зверь: мяукает, лает, воет. Объясняйте где оно живет, что делает, как передвигается, что кушает. Сооружайте для них домики: для лисички норку из свернутого шарфа, для собаки будку из перевернутой в виде треугольника.
Прорезыватели для зубов. Успокаивают зуд, снимают напряжение, которым сопровождается прорезывание зубов. Приятны на ощупь.
Геометрические формы: круги, треугольники, квадраты. Кубики из разных материалов: деревянные, тканевые, пластиковые. Развивают фантазию. Из таких фигур можно строить мостики, башни, выкладывать дороги. Предложите малышу повторить форму кубика, сложив из предметов кубик. Круг, сложив мячи по кругу.
Детские музыкальные инструменты для малышей. Формируют понимание мелодичности, ритма. Ребенок понимает, что способен повлиять на звук, его тонацию.
Музыкальные игрушки, воспроизводящие голоса, звуки животных. Совершенствуют «речевой» слух.
Игрушки для ванны Они сделают процесс купания увлекательным. Знакомят с особенностями поведения предметов в воде: тонет, не тонет, мягкая мочалка впитывает воду, а резиновый кит нет.
Книги для малютки Они бывают из толстого картона, пластика, мягкие делают из ткани. Участвуют в развитии мелкой моторики, расширяет зрительное восприятие. Появляется понимание, что изображенное представляет собой картинку из жизни, животе или людей. Развивает сенсорное восприятие, особенно если книга из разных видов тканей.
Игрушки на пальцы, перчатки-куклы. Взрослые могут разыграть сценку с участием пальчиковых «театралов». Развивают фантазию, наглядно знакомят с историями.
Читайте также:  Можно ли детям витамины: какие, зачем и когда давать

Развитие и воспитание ребенка до года не обходится без неваляшек, матрешек, пирамидок. Они знакомят с соотношением форм и размеров, поведением предметов: неваляшка покачивается, издает звук. После третьего триместра можете добавить в коробку игрушек куклы. Они могут быть пластиковые или мягкие. На их примере получится познакомить малыша с телом: глаза, ножки, руки, волосы. Просите кроху показать их на игрушке.

Создавайте ребёнку границы

Детям необходимы границы, иначе они просто не понимают, как жить в нашем большом мире. Чётко очерчивайте рамки, за которые выходить нельзя. Тогда ребёнок не будет вас раздражать и не вводить в ступор окружающих людей.

«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».

Включите эффективное слушание

Порой ребенок хочет рассказать нам что-то важное, а мы за мытьем посуды или глаженьем белья его не слышим, отправляем поиграть… И расстроенный малыш уходит в свою комнату…

Между тем внимательно выслушать – это неотъемлемая часть уважительного отношения. Да, слушание, особенно при наличии множества домашних хлопот – действительно сложная задача. Но ежедневно находите 10–15 минут, чтобы внимательно выслушать все, что ребенок говорит. Сядьте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.

На протяжении всего рассказа вашего крохи поддерживайте зрительный контакт, словами, мимикой и жестами дайте понять, что вы ему сопереживаете! Тогда ребенок почувствует, что он достоин вашего внимания, заботы и, конечно, любви.

***

Воспитание детей – очень сложная работа, и порой все мы делаем ошибки. Полноценное общение с детьми требует энергии и времени. Важно вовремя осознавать свои чувства и «ловить» себя на том, что мы произносим.

Помните, дети берут пример в первую очередь с нас. И от того, как мы будем себя вести по отношению к ним, зависит, какими людьми вырастут наши девочки и мальчики.