Воспитание ребенка 4-5 лет. Особенности возраста и развития

Каждый родитель дошкольника задумывается над тем, готов ли ребенок к школе, что он должен знать и уметь. Эти опасения вполне оправданы, ведь не хочется краснеть перед учителем после собеседования за несоответствующую подготовительную роботу с собственным ребенком.

Требования в школе к будущему первокласснику

Процесс собеседования во всех школах отличается, поэтому и выдвигаемые требования к ребенку разные. Но некоторые формальные требования являются схожими.

Память

Каждый дошкольник обязательно должен знать собственную фамилию, имя, дату рождения, возраст, имена и отчества родителей, их род деятельности, название страны проживания, а также ее столицы.

Знание наизусть нескольких стишков будет очень кстати. Ребенок должен уметь быстро запоминать выложенные перед ним картинки, озвучивать изображения на них по памяти.

Такой вид тестирования памяти проводится следующим образом: выкладывается на стол 10 картинок, дается на запоминание 30 сек. После этого картинки переворачивают, перед дошкольником ставится задача запомнить хотя бы половину из них.

Познание окружающего мира

Ребенок должен знать, а также уметь называть по порядку времена года, 7 дней недели, время суток, животные как домашние, так и дикие, не лишним будет показать знания об самых распространенных растениях и деревьях. Довольно часто на собеседовании могут задавать вопросы о названии детенышей разнообразных животных.

Проверка такого навыка проводится довольно просто. Дошкольнику дается задача сгруппировать предметы по какому-либо признаку. К примеру, отдельно выложить картинки птиц, а отдельно диких животных. Также ребенок должен уметь различать живое от неживого, отличать предметы по их роду.

Знание фонетики

Перед школой каждый ребенок должен знать звуки. Также необходимо уметь без труда находить слова, в которых есть какой-то звук. Перед первым классом дошкольнику необходимо уметь различать звуки по звонкости и мягкости, глухости и твердости.

Речевые навыки

Каждому будущему школьнику желательно уметь правильно задавать вопрос, а также давать исчерпывающий ответ. На собеседовании будет высоко оценено умение пересказывать небольшие по объему рассказы с передачей основного смысла прочитанного.

Возможно, перед дошкольником поставят задачу составить небольшой рассказ по представленной картинке, он должен быстро, связно формировать предложения, поэтому без тренировки с родителями никак не обойтись.

Математические знания

Четкий и лаконичный счет до 100, выполнение простых математических операций сложения, а также вычитания чисел до 10 – основные познания дошкольника в математике. Перед школой ребенку нужно уметь сравнивать цифру с количеством предметов. Знать название геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник обязательно.

Умение читать и писать

Конечно же, это является основных вопросом большинства родителей, ведь уже на протяжении первых месяцев обучения дети будут учиться быстро произносить слоги, а потом составлять из них слова, предложения.

Если малыш перед школой может читать по слогам и уже хорошо пишет читать – это считается хорошим уровнем подготовки. Официально в школах перед дошкольником не выдвигаются требования уметь читать, но этот вопрос обязательно зададут во время собеседования.

Читайте также:  Как определить и вылечить потницу у новорожденного

Роль родителей в том, насколько быстро ребенок будет знать буквы, а потом складывать из них слоги и слова достаточно велика, ведь именно дома создается мотивация и желания обучаться новому.

Каждый родитель должен выработать собственную тактику в обучении дошкольника, учитывать его интересы и скорость запоминания. Если сразу не получается выучить весь алфавит, значит не пришло еще на это время.

Можно попробовать вернутся к этому через несколько дней. Совместное чтение, проведение развивающих игр помогут малышу развить мышление и внимание, подготовить его к «серьезным» занятиям. Главное, чтобы все было в удовольствие, только тогда дошкольник захочет читать самостоятельно, появится желание учиться.

В шесть лет ребенок уже практически может себя самообслуживать:

  • умываться и чистить зубы без напоминания;
  • выбирать и надевать вещи для прогулок и похода в детский сад, школу;
  • переодеваться в домашнюю одежду после прогулки либо возвращения из садика/школы;
  • мыть руки перед едой без напоминания;
  • насыпать себе еду и разогревать ее в микроволновке;
  • пользоваться всеми столовыми приборами по назначению;
  • мыть за собой посуду;
  • самостоятельно купаться с намыленной мочалкой;
  • убирать за собой постель.

Желательно, чтобы у ребенка были домашние обязанности.

Что должен уметь ребёнок в 3-года?

3 года — переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте малыш переживает один из возрастных кризисов, связанных с первыми попытками отстоять свою личность. Упрямство, своеволие, капризы, негативизм — наиболее яркие «симптомы».

Что делать родителям и воспитателям?

  • Помогать ребенку пережить кризис.
  • Сглаживать «углы», не заостряя внимания на негативных проявлениях поведения.
  • Держать себя в руках! Легче всего ненароком сформировать в этом возрасте страхи — базу для расстройств личности. Любое оскорбительное, обидное слово может нанести непоправимый вред малышу.

Что должен знать ребенок в три года?

  • Свое имя, имена родителей, бабушек/дедушек, уметь четко их произносить.
  • Словарный запас — не менее 250 слов. Обратите внимание, что речевое развитие на этом этапе очень активное, даже если малыш не был словоохотливым ранее.
  • Базовые цвета, около 10 названий животных, фигур, фруктов, называет их, может показать на картинке.
  • Свой адрес.

Умения и навыки:

  • Отвечает на простые вопросы.
  • Может составить простое предложение или рассказ из 2-4 предложений.
  • Считает до 5.
  • Может сопоставить фигуры и предметы по цвету, форме.
  • Узнает родителей, знакомых по фотографии.
  • Собирает простые пазлы.
  • Составляет наиболее простые логические цепочки: «если шел дождь — будут лужи».
  • Расставляет предметы по признаку размера.
  • Выполняет простые бытовые действия: может одеться, легко манипулирует пуговицами, убирает игрушки, моет руки, ест самостоятельно.
  • В сфере двигательных навыков: уверенный бег, ходьба, манипуляции с мячом, паззлами. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.

В 3 года ребенок проявляет определенную активность в знакомстве с ровесниками.

Как развивать?

  • Особое внимание следует уделить творческому потенциалу малыша. Для этого хороши лепка из пластилина, занятия с песком, пазлами, аппликациями.
  • Рекомендуется часто общаться с малышом, прививая ему коммуникативные навыки, развивая словарный запас.
  • Поощряйте рисование.
  • Не ограничивайте самостоятельность в быту — не стоит все делать вместо малыша. Наиболее разумно — наблюдать, обеспечивая безопасность контакта с миром, но без раздражительности, постоянного вмешательства, гиперопеки.
  • Давайте ребенку новую информацию — через общение, книги, игру.
  • Если вас интересует, что должен уметь ребенок 3-4 года, обратите внимание на три главные сферы — мышление, речь, моторика.
Читайте также:  Ежедневный уход за новорожденным: основные процедуры

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Инфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.

Питание

Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.

Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.

Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Составляя рацион малышу, помните, что основу его питания должны составлять белки животного происхождения.

Как правильно воспитывать ребёнка в 4-лет?

  1.  Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком. Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: «Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.
  2. Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его. Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: «Ты правда думаешь, что…?», «А помнишь, мы с тобой читали, что…? Значит…» и т. д.
  3. Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений. Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.
  4. Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.
  5. Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган…)», «Ты сегодня задумчивый. Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.
  6. Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле: «Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки». Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: «Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы: «Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».
  7. Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества. Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.
  8. Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь. Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.
  9. Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.
  10. Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.

Занятия с ребенком пяти лет

Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.

Дети готовы к изучению алфавита, занятиям математикой и чтением. Выбирайте книги, которые смогут увлечь дошкольника.

Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю. Внимание уделяют физической активности.

Творческое развитие

До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.

Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.

Занятия на развитие внимания и памяти

Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:

  1. Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
  2. Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
  3. Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
  4. Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
  5. Используйте рабочие тетради. В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.

Изучение иностранного языка

В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.

Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).