Развитие ребенка в 3 года: что нужно знать родителям

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

Особенности дошкольного развития детей

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Этапы развития ребенка в три года:

1. Социальное развитие.

Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.

2. Эмоциональное развитие.

Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.

Читайте также:  Гороскоп на 2020 год для всех знаков Зодиака

3. Когнитивное развитие.

Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.

4. Общее физическое развитие.

Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.

Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.

Мелкая моторика и игровая деятельность

В три года ребенок способен знать и распознавать геометрические фигуры. Он их выбирает из рисунков, конструктора, озвучивает их названия.

Собирает и разбирает матрешек по размеру.

Складывает пирамидку, содержащую до 9 колец, по размеру, цвету или другому принципу, заданному родителем.

Любит рисовать карандашами, фломастерами, красками. У него хорошо получаются человеческие фигурки с 4-5 частями тела, например, голова, шея, руки, ноги. Озвучивает то, что рисует или нарисовал. Придумывает сюжет, фантазирует. С удовольствием занимается рисованием со взрослыми, дорисовывает не достающие на его взгляд детали. Например, листик цветочку, ветки дереву.

Малышу нравится лепить из пластилина или глины простые предметы, кроме шариков, колбасок и колечек.

Собирает картинку из крупных пазлов, строит башню из 6-8 больших деталей конструктора, которые ставит не совсем ровно друг на друга сам. Склонен к мотивации со стороны родителей к усложнению результата, например, построить стену с несколькими башенками, собрать машинку из конструктора с прицепом.

По предложению мамы или папы складывает небольшие бусины в бутылку с узким горлышком.

Способен к запоминанию букв и цифр, может легко знать счет до пяти.

Рисует разными цветами, в том числе геометрические фигуры. Может знать и писать несколько букв.

Любит рассматривать и листать книжки с цветными крупными картинками.

Хорошо вырезает детскими ножницами из бумаги.

Угадывает то, что изображено на рисунке, по увиденному фрагменты, например, хобот, принадлежит слону, брючки – мальчику.

О развитии памяти и речи 3-х летнего человечка

В 3 года у малыша происходит развитие памяти, поэтому важно в это время не упустить момент и дать ему возможность впитать в себя многие вещи. Наиболее значимым явлением наряду с запоминанием названий предметов является разучивание с малышом цифр, букв, складывание букв сначала в слоги, а потом и в простейшие слова. Дети 3 лет легко и просто запоминают сказки, учат стишки и песенки.

Важнейшим элементом детского развития является речь, ее нужно постоянно обогащать новыми понятиями, учить ребенка правильно строить фразы. В три года ребенок обязан знать свои имя и фамилию, показывать на пальчиках свой возраст, знать названия частей тела людей, животных, птиц, сопоставлять их и понимать, для чего они предназначены (ножки ходят, глазки смотрят). Должен знать, к какому полу принадлежит, называть людей по половому признаку и по возрасту (девочка, бабушка, дядя). Малыш 3 лет умеет называть по картинкам и вживую посуду, мебель, одежду.

Особенности речевого развития ребенка в три года заключаются в том, что он способен говорить фразами и простыми предложениями с правильными окончаниями, родом и числом слов.

Он задает родителям познавательные вопросы, может вести с ними диалог. Малыш умеет досказывать до конца неоконченные предложения, отвечает на вопросы взрослых и способен по картинке пересказать сказку, которую слышал несколько раз. В 3 года ребенок может поддерживать длительный интерес к прослушиваемой сказке и к разговорам родителей. Играя, он начинает сопровождать действия кукол речью и постепенно начинает называть себя не Петя, Миша, Маша, а местоимением 1 лица.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

Предоставляйте обогащенную среду для ребенка

Важно, чтобы ребенок стремился сам искать для себя интересные вещи, расширять свою зону присутствия, получать новые ощущения, взаимодействовать с новыми людьми и предметами. Тогда его любопытство будет постоянно подпитываться. А когда все знакомо, испробовано и однообразно, когда все дни как один, то появляется скука и пропадает интерес. Такая обстановка угнетает ребенка, а развитие может затормозится.

Читайте также:  Воспитание ребенка 4-5 лет. Особенности возраста и развития

Выходом из этого является:

  • Обогащение среды, в которой живет ребенок. Наполните повседневность ребенка событиями, занятиями, предметами, простыми и развивающими игрушками. Игрушки должны быть разными, интересными, но в тоже время безопасными для ребенка и соответствовать его возрасту. Для совместной игры с ребенком, можно использовать игрушки, предназначенные для детей более старшего возраста. Полезными для развития детей в возрасте от 3-6 лет являются игрушки и задачи, направленные на мыслительный процесс: головоломки, пазлы, конструкторы, шахматы и другие настольные игры, кроссворды, загадки, логические игры, аналогии и т.п. — все игры, которые заставляют задумываться и решать задачи.
  • Помогите ребенку найти друзей. Для ребенка в данный период очень важно проводить больше времени с другими детьми своего или чуть старшего возраста. Чтобы они могли вместе играть и познавать новое, спорить и мириться, обсуждать интересные для них вещи, тренировать различные навыки и умения.
  • Ребенок должен сам выбирать, как ему проводить время и что для этого использовать. Позвольте ребенку свободно пользоваться в доме не только своими игрушками, но и безопасными предметами: подушки, одеяла, коврики, стулья, кастрюли, ложки, вилки, все, что позволит ребенку раскрыть свою фантазию. Он может строить из них крепость, извлекать звук и т.п. При следует четко обозначить те места, куда ребенку категорически нельзя заглядывать (может быть опасно или вы не хотите, чтобы он трогал ваши вещи).
  • Периодическое посещение новых мест. Внимание ребенка активируют прогулки по новым территориям, паркам, поездки загород, на природу, к родственникам, в другой город или заграницу и даже простая прогулка по новому маршруту. Новые и необычные места позволяют увидеть, открыть и познать что-то новое. Дети обожают места скопления интересных вещей — зоопарки, парки, аттракционы, музеи, где все можно потрогать самому и прочее. Не забывайте во время прогулок показывать и объяснять ребенку то, что он наблюдает, обсуждать детали вместе и отвечать на его вопросы, это значительно повысит эффект от таких мероприятий.
  • Соблюдайте «золотую середину»! Не пытайтесь чрезмерно завалить ребенка игрушками и распланировать все его время. Избыток развлекательного досуга, посещения различных развивающих центров, обилие игрушек так же вреден, как и недостаток этого. Во всем нужна мера. Избыток приводит к тому, что ребенок перестает самостоятельно хотеть, и полностью отдает свою жизнь родителям, ожидая, когда вы предоставите ему очередные новые ощущения. Большое разнообразие и обилие игрушек может не давать ребенку полностью раскрыть потенциал каждой игрушки, исследовать все ее функции и применение, что может замедлять развитие фантазии.
  • Избегайте сложных заданий, которые выше способностей ребенка. Это убережет его от разочарований, потери мотивации и мнения о том, что он глупый. Задания иногда могут быть чуть выше уровня развития ребенка, но усложнять их следует постепенно, чтобы дать ему возможность плотно закрепиться на существующем уровне. Под словом задание, подразумеваются не только учебные, но и повседневные, бытовые, интеллектуальные и другие поручения, которыми наполнена жизнь ребенка.