Почему дети не слушаются, что делать, как реагировать \ Что нужно знать родителям?

Родители абсолютно всех детей часто сталкиваются с их неподобающим поведением на разных этапах воспитания. Капризность и регулярное нежелание выполнять просьбу мамы или папы очень изматывает.

Почему ребенок не слушается родителей?

Основные причины непослушания детей:

  • возможно, вы возложили на ребенка непосильный груз ограничений и предъявляете к нему слишком много требований;
  • ребенок растет и в процессе развития его психика преодолевает несколько кризисов, может быть причина упрямства в стрессе от такого перехода (психологи выделяют ряд критических моментов, когда высок риск бунтарства — 1 год, 3 года, начало обучения в школе, подростковый период и переходный возраст);
  • негативное действие слово “нельзя” — если его употреблять слишком часто, то он будет плохо действовать на поведение, лучше его исключить из лексикона, заменив на рекомендации (говорить “нельзя” нужно редко при возникновении большой опасности);
  • если нет послушания, то вполне вероятно, что мама и папа действуют неразумно, непоследовательно, поддаются своим перепадам настроения и эмоциям, мало изучают своего ребенка и детскую психологию;
  • некоторым детям позволено абсолютно все, и это приносит печальные плоды, поэтому все же должны быть некие рамки поведения, за которые ни при каких условиях нельзя переходить (из-за вседозволенности и удовлетворения любого каприза дети в один прекрасный момент выходят из под контроля);
  • отсутствие авторитета родителя — такое может иметь место из-за того, что ребенок наблюдает полное несовпадение слов взрослого с его действиями, поэтому если что-то обещаете (как поощрение, так и наказание), то делайте это, в противном случае не говорите этого;
  • нередко ребенок живет в большой семье, где у взрослых разные идеалы и отличается мировоззрение, вреден сильный контраст между требованиями к ребенку от мамы и папы или родителей и бабушек с дедушками (то есть губителен тот факт, когда одни жестко воспитывают, а другие явно балуют, в этой ситуации малыш может запутаться, например, маме и бабушке вредно тайком разрешать ребенку то, что запрещено папой, тогда у ребенка сложится ошибочный стереотип, что маму можно слушаться, а папу не обязательно);
  • элементарное неуважение родителей к ребенку, ведь ему необходимо хоть в чем-то самовыражаться и иметь собственное мнение, делать выборы;
  • развод родителей — эта ситуация может сильно пошатнуть психику ребенка, хоть это заметно и не сразу, он мучается от чувства вины, может быть упрямым, вести себя непредсказуемо и устраивать скандалы на пустом месте;
  • возможно, ребенок мстит взрослому, ведет невербальный диалог при помощи поступков, бросает вызов;
  • систематические конфликты в семье — ребенок копирует модель поведения взрослых, а также всеми возможными способами борется за то, чтобы на него обратили внимание (часто в период конфликтов в семье, внимание полностью переключается на выяснение отношений, а ребенок уходит на задний план и остается заброшенным, что очень вредно);
  • ребенок учится самоутверждаться и заявлять о себе в этом мире, он пытается манипулировать мамой и папой, проявляя свою, как ему кажется, состоятельность;
  • часто жалуются на непослушание родители таких детей, которые ничем не заняты в жизни, ведь если ребенок не реализуется в искусстве, спорте, хобби, то у него остается много нерастраченной энергии;
  • постоянная демонстрация родителями, друзьями, родственниками истеричного поведения — ребенок в высокой долей вероятности скопирует эту модель и заберет с собой в свою взрослую жизнь;
  • привычка родителей кричать на ребенка — в этом случае, его восприятие сильно снижается, крик неэффективен с педагогической точки зрения, непослушание от него только усилится плюс ребенок будет жить в состоянии фонового стресса.

ошибки в воспитании детей ведут к непослушанию

Приучайте ребенка вас слушать

Чаще всего родители не идут с ребенком на «сделку», а если ребенок не выполняет просьбу сразу, родители повышают голос. Обратите внимание, что ребенок в первый год своей жизни хорошо различает интонации и испытывает границу дозволенного. Поэтому когда ребенок становится старше, у него формируются ложные представления о том, что игнорирование обращенных к нему слов возможно. Данная проблема касается исключительно взрослых, ведь мама и папа должны «закрепить» авторитет в глазах ребенка с первых лет жизни малыша. Во многих семьях малыш не обращает внимания на просьбы, даже если они звучат несколько раз подряд – это говорит о том, что вы сами того не желая успели приучить чадо к тому, что ему дозволено не реагировать на слова, если только не повышается голос.

В такой ситуации не стоит угрожать и кричать на малыша через несколько комнат – необходимо подойти к нему, узнать, чем он занят и не нужна ли ему помощь. Обязательно устанавливайте зрительный контакт и только после этого расскажите малышу, что именно ему нужно сделать. Ребенку необходимо понимать, что вы сказали о задании для него серьезно и повторять больше не будете. Убедите малыша, что поставленные вами сроки на выполнение задачи обязательные и их нужно придерживаться.

Приучайте ребенка вас слушать

Переключение внимания малыша находится в лобном участке коры головного мозга, поэтому всегда, когда родители требуют выполнять те или иные указания, ребенок находится перед выбором. Только тогда, когда ребенка решит, что непослушание недопустимо и нужно отложить все свои дела, выполнить просьбу, тогда контакт налаживается. Таким образом, у ребенка формируется умение к принятию сознательных самостоятельных решений и усиливается самодисциплина. Подобный совет может сработать только в том случае, если малыш желает делать такой выбор, но заставлять его с помощью угроз или повышения голоса не нужно – это не поможет в любом случае. Таким образом, ваша задача состоит в том, чтобы разъяснить малышу полезные ему практические значения в правильности выбора.

Читайте также:  Нервная система новорожденных: особенности развития

Причины непослушания ребёнка

Причины непослушания детей индивидуальны для каждой семьи. Выявить мотивы появления такого поведения можно, проанализировав свое собственное.

Чаще всего встречаются следующие ошибки воспитания:

  1. Непоследовательность требований родителей. Часто родители, угрожающие ребенку наказанием за ту или иную провинность, не выполняют обещанного. Безнаказанность порождает рецидив непослушания. Довольно распространенная ошибка – наказание на следующий день после проступка. Такое поведение родителей обычно угнетает детей.
  2. Частые конфликты в семье. Выяснение отношений между собой взрослыми негативно сказывается на детской психике. Ребенок в таких случаях, стараясь привлечь к себе внимание, совершает какие-либо проступки.
  3. Отсутствие ощущения собственной значимости у ребенка. Многие родители не замечают возрастных изменений в своих детях, относясь к ним так же, как и несколько лет назад. Такое отношение обижает детей, они ощущают себя беспомощными и несамостоятельными.
  4. Запреты или их полное отсутствие. Две крайности воспитания, которые имеют отрицательные последствия. Постоянные запреты на разные просьбы ребенка порождают в нем стремление проявить собственную независимость, нарушив все табу. Вседозволенность наоборот приводит к избалованности, исправить которую будет довольно непросто.
  5. Разность взглядов на воспитание. Конфликтные ситуации, возникающие у родителей по поводу наказаний, приводят к дезориентации маленького человека. Зачастую отцы более требовательны к детям, а мамы более лояльны к их провинностям.
Причины непослушания ребёнка

Беспричинное непослушание может быть вызвано возрастными изменениями. Психологи отмечают кризисные периоды переходного возраста в 1 год, 3 года, 5 лет и подростковый период с 10 до 15 лет. Это связано с перестройкой организма малыша и изменениях личности.

Также негативное поведение может быть вызвано глобальными переменами в составе семьи, такими как развод, появление нового человека (отчима/мачехи) или рождение братика/сестренки.

Типичные ситуации: как родителям реагировать на непослушание

Бойкот

Ребенок может без истерики отказываться есть, одеваться, делать уроки, застегивать куртку. Спокойное поведение говорит о том, что он готов к диалогу. Благодатное поле для работы! Определитесь, какие из ваших требований должны выполняться, а в каких вы бы могли уступить. В обязательных требованиях будьте тверды всегда и при первой возможности объясняйте, почему. Если можете уступить, дайте малышу высказаться. Но установите правило: вы его слышите, только если он говорит спокойно.

Бесполезно что-то объяснять, когда чадо топает ногами и кричит. Провокатор в такой ситуации жаждет быть в центре внимания, и тревога взрослых для него – как награда. Навязывание своей воли только усилит протест. Если прихоти нелепы и есть возможность не реагировать на них, то игнорируйте выходки. Когда капризуля поймет, что не получает желаемого с помощью слез и крика, то необходимость в них отпадет.

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 месяцев: что малыш умеет делать

Не знаете, что делать, если ребенок не слушается в общественном месте или в другой экстренной ситуации? С малышами срабатывает метод «вопреки»: «А давай я буду запрещать тебе одеваться, а ты будешь поступать наоборот». Если такое поведение вошло в систему, предпринимайте профилактические меры – предлагайте альтернативу: «Ты наденешь кофту или рубашку?». В требованиях нужно быть последовательными, даже при посторонних людях. И нельзя злоупотреблять фразой «ну и не делай», которая указывает на неважность просьбы.

Истерика в общественном месте

У некоторых родителей это сродни фобии, и дети это чувствуют. Манипулятор доводит ситуацию до апогея, когда знает: взрослый, готовый провалиться сквозь землю, непременно капитулирует. Но бояться нужно не осуждения окружающих. Поверьте, на самом деле этим людям нет до вас никакого дела, а непрошеные советы – весьма сомнительный способ самореализации. Реагировать посторонние должны не тогда, когда ребенок не слушается, а когда ребенка бьют. Как ни парадоксально, люди отворачиваются в такой момент или делают вид, что не замечают родительского рукоприкладства.

Нужно бояться испортить отношения с чадом, ведь вы его любите, в отличие от окружающих незнакомых людей. Главное правило – соблюдайте спокойствие и не поддавайтесь желанию повысить голос. Крики все равно не сработают. Задача родителя в такой ситуации – помочь ребенку побороть истерику. Зачастую он сам не понимает, что с ним происходит. Лучше всего помогает физический контакт: объятия, успокоительная речь на ушко о том, как сильно вы его любите. С раннего возраста объясняйте детям, что нужно уважать окружающих и что существуют правила поведения в обществе.

Игнор

Отказ идти на контакт – сигнал того, что намечаются серьезные проблемы. А еще это тяжелая артиллерия для взрослых с низкой самооценкой, которые паникуют и не понимают, что делать, если ребенок не слушается и не разговаривает. Если у родителей с чувством юмора все в порядке, то пара забавных шуток в адрес непоколебимого интроверта дадут чаду понять, насколько нелепо выглядит такое поведение. Когда ребенок делает вид, что не слышит или не понимает, он на самом деле желает внимания и как раз хочет слушать. Правда, не совсем то, что вы обычно говорите.

Избавляйтесь от заезженных фраз и долгих нравоучений. Это скучно, вы бы и сами не захотели себя слушать. Будьте хитрее, тщательнее подбирайте слова – ваша речь должна быть короткой и цепляющей, как первые фразы в TED-конференциях. Детская психика пластична, не надо проверять ее на прочность.

Не устанавливайте стену авторитета, иначе ребенка ждет большое разочарование в вашей неидеальности. Развивайте дух коллективизма совместными занятиями спортом, походом в боулинг, на пикник. Но не лишайте ребенка права на уединение. Это нечестно с вашей стороны, ведь вам оно тоже иногда необходимо. Объясните, что можно и порой даже нужно дать себе погоревать, но нельзя надолго закисать.

В подростковом возрасте из-за бурлящих гормонов ребенку трудно справляться с эмоциями, а чрезмерное родительское любопытство заставляет его искать личное пространство. Игнорирование в этом случае может быть попыткой скрыться от деспотизма, обидой из-за незаслуженного оскорбления, неспособностью в чем-то признаться из-за слабости духа или страха наказания. Постарайтесь определить реальную причину игры в молчанку.

Предоставить ребенку свободу – не значит быть безразличными или пускать все на самотек. Объясните подростку, что он может всегда рассчитывать на ваш совет и помощь, что вам важно быть в курсе происходящего с ним и почему. Доверие, уважение и понимание в семье сведут на нет все конфликты.

Начнем с себя

Опытные или осведомленные родители, заинтересованные в том, чтобы в их семье царил мир, согласие и приятная атмосфера, делятся секретами, как приучить подрастающее поколение слушаться старших:

  1. Нужно наладить гармоничные отношения в семье между всеми членами семьи.
  2. Культивировать и поощрять семейные традиции, повышающие авторитет представителей старшего поколения.
  3. Внедрить четкие правила.
  4. Соблюдать распорядок дня.
Начнем с себя

Взрослые должны отдавать себе отчет в том, что самый эффективный метод формирования привычки слушаться – это личный пример родителей.

Вопрос послушания актуален для всех родителей, независимо от того, в какой стране они проживают. В настоящее время общественность признала истинными гуру в сфере общения с детьми авторов бестселлера «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Поскольку квалифицированные эксперты из Америки приобрели знания на профессиональном и личном опыте, к их советам и рекомендациям стоит прислушаться, а так же воспользоваться интересными авторскими методиками.

Читайте также:  Первые дни малыша. Что нужно знать маме о новорожденном?

Книга на ozon   Онлайн книга

Начнем с себя

Непослушный ребенок — что делать

Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.

Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.

Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.

Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.

Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.

Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.

Непослушный ребенок — что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого индивида, гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.

Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что чувствует мама?

Иногда очень жаль родителей неуправляемых малышей. Нередко посторонние люди безосновательно позволяют себе высказывать свое недовольство маме юного непоседы, которая не может совладать с чадом. Конечно, очень просто кого-то осуждать, когда не имеешь на это никаких оснований.

Что чувствует мама?

Женщина, столкнувшаяся со сложным поведением своего ребенка, может по-разному реагировать. Ее реакция зависит, прежде всего, от ее психологических характеристик. Некоторые мамы на стресс реагируют вполне логичным торможением, а внешне людям может это казаться излишним спокойствием и даже безразличием. Другие же женщины, наоборот, начинают тщательно контролировать своего ребенка. Оба варианта не слишком удачные.

Если мама стыдится поведения ребенка – это неправильно. Конечно, она осознает проблему и пытается повлиять на ситуацию, ищет причины в себе самой. Но к ребенку нужно относиться с любовью и пониманием. Также ошибочным является поведение тех матерей, которые полностью оправдывают поступки своих чад, списывая всю вину на учителей, воспитателей, окружающих. Такая женщина может сформировать в ребенке очень искаженное представление о действительности.

Что чувствует мама?

В любом случае окружающие люди должны с пониманием относиться к мамам детей с проблемным поведением.