Адекватная самооценка от рождения до старости

Что такое самооценка? Самооценка – это то, как мы к себе относимся. Считаем мы себя скорее ценными и достойными уважения, заботы и любви. Или не считаем.

Не сравнивайте с другими

Подросток, которого постоянно сравнивают с более успешными, покладистыми и красивыми, не умеет себя ценить. Вместо того, чтобы искать и развивать свои сильные стороны, он зацикливается на малейших промахах. В итоге ребёнок может потерять мотивацию вообще что-либо делать. Ведь окружающие, по словам родителей, всегда оказываются лучше него.

Взрослым стоит научиться замечать в своих детях что-то хорошее и проговаривать это. Все дети разные: одни получают пятёрки по математике, другие превосходно танцуют. Для подростка очень важно разглядеть и принять собственную индивидуальность, какой бы она ни была.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Список качеств хорошего лидера

В каждом ребенке есть потенциал, чтобы стать лидером. У некоторых может быть больше черт, связанных с этим качеством, у других это выражено в меньшей мере. В любом случае хороший руководитель имеет много качеств, но важно выделить несколько основных:

  • коммуникативные навыки;
  • уверенность в себе;
  • честность и прямота;
  • наличие моральных ценностей;
  • стремление к усовершенствованию;
  • достижение поставленных целей.

Лидеры помогают себе и другим совершать правильные действия. Они задают направление, вдохновляют и создают что-то новое. Они должны обладать достаточными коммуникативными и управленческими навыками. Это искусство заставить другого человека выполнить поставленную задачу.

Читайте также:  Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?

Лидеры обладают таким качеством, как уверенность в себе. Некоторые путают это понятие с самоуверенностью или наглостью. Общее у этих качеств — стремление достигать поставленных целей, но применяемые для этого способы различны.

Уверенный ребёнок будет идти к своему замыслу честным путём. И если у него это не получается с первого раза, он может временно отступить. Но наглый будет всячески пытаться завершить задуманное, прибегая к таким нечестным способам манипуляции, как плач, битье посуды, сквернословие и т. д. Такая манера поведения способна создать большие проблемы и конфликты в будущем. Кроме того, всегда найдётся тот, кто даст отпор.

Как же помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки?

Формирование самооценки начинается с самого раннего возраста и напрямую зависит от родителей. Младенец еще не ощущает себя кем-то отдельным от мамы, он воспринимает реальность через призму ее взгляда, а так же через мамино самоощущение. Насколько добр этот мир к ним обоим, любят ли маму и ребенка, беседуют ли мама и папа с ним ласково, хвалят за чудесную улыбку или постоянно недовольны его плачем и поведением? А может, равнодушны и не обращают внимания? Как мама чувствует себя рядом с малышом? В зависимости от этого малыш будут испытывать чувство комфорта и собственной значимости, либо беспокойство и неудовлетворенность происходящим вокруг и в том числе собой. Как мы видим, самооценка закладывается через эмоциональное восприятие: эмоции фиксируются и становятся той базой, на которой будет закладываться самооценка растущего человечка. Не бойтесь перехвалить своё дитя, как растение нуждается во влаге, так и младенец нуждается в любви, ласке и похвале.

Обычно у родителей не возникает особых проблем с малышами, но чем старше ребенок становится, тем он получает больше простора для самостоятельных действий, и тем критичнее начинают относиться к его поступкам родители. И вот уже вместо «Какая чудесная девочка» дочка слышит «Ай-ай-ай, как плохо писать в штанишки!», вместо «Замечательный малыш» сына отчитывают «Нехорошо лезть в мамину сумку!». Понятно, что мы не можем совсем обходиться без критики. Она является неотъемлемым кирпичиком в фундаменте воспитания. Но старайтесь давать отрицательные оценки не личности ребенка, а его поступкам. Отрицательных оценок не должно быть больше, чем положительных. И если уж вы беретесь показать малышу, что он сделал плохо, то покажите и как можно сделать хорошо. А вот хвалить можно не только его поступки, но и его самого, просто так, потому что он – ваш малыш, любимый и желанный. Завышенная самооценка, может появиться тогда, когда любые действия подрастающего чада родители оценивают как положительные, они боятся критиковать сына или дочку, оправдывая любую оплошность детской непосредственностью, ранимостью и прочими необъективными причинами. В результате ребенок вырастет уверенным в собственной непогрешимости. Да и как ему научиться адекватно оценивать своё поведение, когда что бы он ни делал, всё одобрено заранее?

Существует и еще одна ловушка. Родители могут отзываться о ребенке только положительно, хвалить и лелеять его, но конфликтовать между собой. Если в семье отсутствует взаимоуважение, родители привыкли обвинять другу друга во всех грехах, ребенок воспринимает это как свою вину. Детям свойственно так называемое мифологическое мышление — когда ребенок думает, что все его мысли и желания могут быть воплощены в реальность и потому считает, что именно его поведение является причиной разлада. К тому же ребенок до определенного возраста отождествляет себя с одним из родителей. И потому, когда один родитель унижает другого это равноценно тому, что родители будут каждый день говорить ребенку, как он плох и ничтожен. В подростковом возрасте появляется возможность строить самооценку на основе собственных суждений о себе самом. Включается логическое мышление, мнение о себе и своих возможностях подвергается переоценке. В дальнейшем, в течение жизни самооценка может видоизменяться, но первое эмоционально знание о себе остается базовым. Я хороший. Я плохой?

Читайте также:  Аква Марис – инструкция по применению

Личностная самооценка как объект исследования

Процесс становления самооценки незаметен и непонятен для людей, не разбирающихся в особенностях функционирования психики. Подобная неосведомленность приводит к тому, что родители неправильно воспитывают ребенка, который затем не может адаптироваться к реальной жизни. Изучением процесса становления внутреннего самовосприятия занимались многие ученые (Г. Бернс, С.Г. Якобсон, Б. И. Наумов и др.), но до сих пор не существует однозначного мнения по поводу того, какая самооценка является наиболее подходящей для личностного роста детей.

Самооценка выступает в роли некой предпосылки, способствующей становлению активной жизненной позиции индивидуума. Зачастую формирование самооценки ребенка завершается к 7 годам, постепенно приходит осознание своей роли в этом мире. Психологи считают, что вероятный сценарий дальней жизни маленького человечка во многом зависит от его отношения к себе. Дошкольник с адекватной самооценкой обладает следующими качествами: коммуникабельность, активность, чувство юмора, он спокойно воспринимает проигрыши в активных играх.

Хвалим и ругаем правильно!

Раз уж мы не единожды делали ударение на похвале, как способе достижения адекватной самооценки, то будем делать это правильно.

По мнению ведущих исследователей детской психики, ребенка можно хвалить за все, кроме того, что достигнуто не своим трудом.

Хвалим за хорошие оценки, достижения, участие в конкурсах и соревнованиях, красивые рисунки и поделки, хорошие поступки.

Ругая ребенка, всегда отделяем поступок от личности.

Например, это делается таким образом: «Ты хороший у нас малыш, но ведешь сейчас себя просто отвратительно».

Еще один психологический момент — хвалим при всех, ругаем — наедине.

Уважаемые родители, наши дети – это в первую очередь отражение нас самих, помните об этом, когда в очередной раз захотите сравнить своего малыша с более успешными детьми. Если родители помнят эту простую истину, то у них есть хорошие шансы сформировать адекватную самооценку у своего ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые. У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

[note]Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.[/note]

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить — нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

[note]Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.[/note]

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4.  дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);
  5. не имеющие отвращения к другим;
  6. спокойные, уравновешенные;
  7. дети умеют планировать свои действия и предвидеть их последствия;
  8. инициативные;
  9. занимают активную жизненную позицию;
  10. дети с интересом относятся к новой, неизвестной ранее работы;
  11. дети довольно точно определяют настроение другого человека и соответственно реагируют на него.

Для экспериментальных классов свойственна высокая интенсивность межличностной коммуникации.

Знание практиками механизмов формирования оптимальной самооценки ребенка и активной жизненной позиции личности выступает одним из ведущих факторов успешной организации воспитательного процесса.

Советы

  1. Запаситесь терпением. Путь повышения самооценки у детей может быть длительным. Главное, уже сейчас начать двигаться в нужном направлении.
  2. Проанализируйте свою ситуацию. Подумайте, что именно могло усугубить состояние ребенка, что спровоцировало неуверенность в себе. Возможно, всему виной неправильное воспитание, частые укоры, упреки, отсутствие похвалы, сравнивание с другими. И тогда, прежде, чем двигаться дальше, нужно перестроить себя, изменить свое отношение, впредь не допускать действий, снижающих самооценку малыша.
  3. Если у родителей проблемы с самооценкой, начните, в первую очередь, с себя. Помните о том, что карапуз может копировать Ваше поведение. Видя, как отец опускает руки при малейшей неудаче, да еще и вслух заявляет о том, что он ни на что не способен, ребенок и сам начинает подобным образом реагировать на происходящее в его жизни.
  4. Важно позаботиться о наличии здоровой атмосферы в семье. Ребенок должен расти в спокойной обстановке, в доме, где родители уважительно относятся друг к другу и к своему чаду.
  5. Начните хвалить своего ребенка. Но помните, что похвала должна быть заслуженной, за реальные достижения, пусть и самые незначительные. Малышу важно ощутить, что в него верят, что им гордятся близкие люди.
  6. Постарайтесь больше времени отводить общению с сыном или дочкой. Маме нужно чаще общаться с дочкой, папе – с сыном. Идеально, если Вам удастся найти дело, которое заинтересует и взрослого, и ребенка, общее хобби, которое всем будет приносить удовольствие и веру в себя.
  7. Планируйте дневной распорядок своего чада, старайтесь правильно распределять время на учебу, отдых, развлечения, физические нагрузки.
  8. Всегда спрашивайте мнение сына или дочери касательно любого вопроса, возникшего в Вашей семье. Пусть Ваше чадо почувствует, что его слово что-то значит, что с ним считаются, его ценят.
  9. Задумайтесь над тем, какие у Вашего малыша сильные стороны, способствуйте их развитию. Когда ребенок увидит плоды своих усилий, он начнет верить в свой успех.
  10. Давайте своему малышу свободу выбора. Если Вам кажется, что он может совершить ошибку, не препятствуйте этому. Это его «шишки», которые он должен набить для опыта.
  11. Учите ребенка отстаивать свои границы.
  12. Позволяйте малышу самостоятельно справляться с поставленными задачами, не спешите выполнять задание за него, что-то подсказывать.
Советы