На вопрос — «КАК хвалить ребенка?» — я дам развернутый ответ.

Самое главное правило, которое нужно запомнить родителям, — хвалить ребенка совершенно необходимо! И это правило не только для мамы и папы, но и для других родственников, и для воспитателей, и для учителей. А все дело в том, что ребенок должен начинать любое дело с ощущением грядущего успеха, с позитивным настроем. Это, кстати, относится и к взрослым тоже. При этом уверенность в успехе должна быть у ребенка с самых первых шагов.

За что хвалить?

Хвалить надо за определенные действия. Важно, чтобы ребенок понял, за какое конкретное действие его похвалили, что именно он сделал хорошо. Хвалите само действие, а не личность, обращая внимание на детали. Если школьник красиво написал упражнение в тетради, то не говорите ему, что у него замечательный почерк или то, что он умница. Лучше скажите конкретно, что у него очень хорошо получается выписывать определенные буквы. Сделайте акцент на то, что далеко не все детки его возраста могут писать красиво, так как это довольно сложно. Но ни в коем случае нельзя указывать конкретно, лучше кого он учится, чтобы не воспитать чувство превосходства.

Есть еще несколько нюансов того, как правильно хвалить ребенка:

1. Похвала должна следовать сразу за поведением

Например, нет смысла говорить за ужином: «Степа, ты здорово собрался в школу сегодня утром». Это не повлияет на изменение поведения. Нам нужна похвала непосредственно после сборов в школу.

2. Кроме того, важно хвалить даже за небольшие изменения в поведении

Вы можете хотеть, чтобы ребенок выполнял работу по дому в течении часа каждый день. Однако, в начале важно хвалить ребенка даже за небольшие изменения. И, конечно, после того, как вы убедились, что дело выполнено.

3. То, что сказано, действительно должно иметь значение

Важно внимательно следить за тем, чтобы избегать пустых похвал. Нет смысла просто говорить: «Отлично. Замечательно. Молодец». Это формально. Нет ничего плохого в этих словах. Но они не помогут изменить поведение.

4. Не хвалите человека. Важно хвалить только поведение

Читайте также:  Можно ли кормящим мамам семечки: польза и вред популярного продукта

Можно говорить или подразумевать: «ты хороший мальчик» в любом случае независимо от твоего поведения. Поведение и поступки могут быть плохими и хорошими, а человек ты всегда хороший.

5. Не говорите, что ваша любовь или симпатия зависит от поведения:

«Мама и папа действительно любят тебя, когда ты делаешь Х». Не делайте этого.

Важно, чтобы ребенок знал: «Мама и папа действительно любят тебя, что бы ты ни делал».

6. Не говорите: «Ты делаешь маму и папу счастливыми, когда делаешь это»

Нет.  Есть смысл хвалить только поведение, не ставя глобально от него в зависимость счастье и здоровье самого родителя.

7. И, возможно, самое важное: не добавляйте ложку дегтя к бочке меда

Например: «Отлично! Ты подобрал свои игрушки так, как я просил. Прекрасно!». Вы погладили ребенка. Теперь ложка дегтя: «Почему ты не можешь всегда быть таким? Почему ты не можешь делать это так, как всегда делает твоя сестра? Почему я должна каждый раз тебя пилить, чтобы получить такое поведение?» Эти слова подрывают эффект похвалы.

Хвалите за конкретные поступки

Абстрактная похвала – совершенно бессмысленная вещь. Если родители хвалят ребенка, говоря, что «он хороший мальчик», то он просто не поймет сути сказанного. Правильнее сказать ему, что он молодец, потому что помог вытереть пыль.

Чем больше конкретики будет в вашей похвале, тем четче будет посыл для ребенка: это я делаю хорошо.

Указывая на поступки ребенка, старайтесь выражать свои мысли понятным для него языком. Доступных слов для похвалы малыша 2-3 лет предостаточно: «добрый» «вежливый», «честный», «помощник» и т.д. Четкая и доступная формулировка похвалы – необходимое ее условие.

Хвалите за конкретные поступки

Не обязательно каждый образцовый поступок нуждается в похвале. Если ваш ребенок аккуратен, без напоминания убирает за собой вещи и игрушки, то подчеркивание его аккуратности в качестве похвалы не имеет смысла. Это тот случай, когда мера поощрения превышена, но не количественно, а качественно.

Изучите свое чадо и акцентируйте внимание, в первую очередь, на тех действиях, которые даются ему с трудом.

Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил.

Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить.

Читайте также:  Задания на лето: идем подготовленными в 3 класс \ Что нужно знать родителям?

Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда — схожие понятия.

Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто.

Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева).

При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе.

Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.

Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами

Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок.

А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания.

Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте.

Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.).

Читайте также:  Как избавиться от диатеза у грудничка

За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).

Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Иногда можно злиться

Вместо: «Я рад, что ты такой сдержанный» лучше скажите: «Иногда можно злиться. С возрастом ты научишься контролировать свои эмоции. Хотя ты и так отлично справляешься».

Если вы будете хвалить ребенка, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его, когда он плохой/непослушный, это может вызвать всевозможные проблемы.

Ребенок не расстраивается без причины. Он злится, потому что разочарован или расстроен, к тому же он не умеет контролировать свои эмоции. Как говорят психологи, ребенок ведет себя так, как он себя чувствует. Не хвалите ребенка только тогда, когда он ведет себя хорошо, цените также то, что он пытается контролировать свои чувства и ищет способы успокоиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание