Как развивать и что должен уметь ребенок в 4 года

В обширном перечне требований к поступлению в первый класс изложены нормы чтения, письма, фактических знаний ребенка. При условии гармоничного, поэтапного развития, малыш к 5-6 годам без стрессов освоит необходимые умения и знания. За базовые знания отвечает семья, далее эстафету принимает ДОУ — совместные усилия формируют, в идеале, развитого, любознательного первоклассника.

Физическое развитие

Детство к четырем годам заканчивается. Наступает ранний дошкольный период со своими особенностями. Ребенок в этом возрасте уже способен ненадолго сосредотачиваться. Хорошо развиты равновесие и координация движений, что позволяет ребенку заниматься танцами, гимнастикой, играть в мяч, бегать, прыгать и кувыркаться.

У детей четырех лет активно формируется мышечная масса и укрепляется скелет. Поэтому малыши с удовольствием осваивают новые умения и навыки.

Частота сердечных сокращений у ребенка 4 лет выше, чем у взрослых и может достигать 110 ударов в минуту. Сердечная мышца еще не окрепла, поэтому при нагрузке дети быстро устают, потеют, появляется нарушение координации, покраснение кожи.

ЦНС также незрелая, в поведении преобладает процесс возбуждения. При изменении привычного уклада жизни или усталости появляется всплески немотивированной агрессии, непослушание.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Соответствуют ли физические параметры вашего четырехлетнего крохи нормативным показателям, можно легко проверить. Для этого необходимо измерять его рост, вес, окружность головы, окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Средние показатели для мальчиков выглядят следующим образом:

  • рост — от 99,1 до 107,5 см;
  • вес — от 14,4 до 18,6 кг;
  • окружность головы — от 48,7 до 51,7 см;
  • окружность груди — от 52,4 до 55,8 см.

Если длина тела вашего сына к четырем годам достигла лишь 90,7 см либо ниже, то это повод к тому, чтобы показать его специалистам. То же касается, если рост мальчика перевалил за 115,9 см. Медики должны определить, нет ли у ребенка патологии роста либо какого-либо заболевания, которое не дает ему правильно расти. То же касается и веса мальчика. Критически низкой массой тела считается 11,2 кг и ниже, критически высокой — 24,2 кг и , как повысить иммунитет и как правильно проводить логопедические занятия. Замеры окружности головы и окружность грудной клетки в этом возрасте уже не имеют такого значения, как, например, в год либо полтора. Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, которые приводят к нарушению этих параметров, то они уже должны были быть выявлены. Тем не менее, отметим, что у четырехлетних мальчиков считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,8 см и ниже, высокими — 54,6 см и выше. Для девочек средними нормативными показателями, согласно ВОЗ, являются:

  • рост — от 98,4 до 107 см;
  • вес — от 14 до 18,5 кг;
  • окружность головы — от 47,9 до 50,8 см;
  • окружность грудной клетки — 51,6-55,1 см.
Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка на художественную гимнастику?

Низкими показателями считаются:

  • рост — от 89,8 см и ниже;
  • вес — от 10,9 кг и ниже;
  • окружность головы — от 45,1 см и ниже.

Критически высокие показатели:

  • рост — 115,7 см и выше;
  • вес — от 25,2 кг и выше;
  • окружность головы — от 53,6 см и выше.

Самые важные направления в развитии ребенка:

Развитие физических навыков

В первый год жизни именно физические навыки показывают уровень развития психики и умственной деятельности. Однако после это направление в развитии отделяется от других и становится самостоятельным.

В 4 года ребенок:

  • Может работать с равновесием на одной или двух ножках;
  • В передвижении может использовать прыжки;
  • Бег более уверенный, достаточно быстрый, если выбрано одно направление;
  • Лестница больше не преграда и кроха сам поднимается и спускается;
  • Игры с мячом говорят о хорошем физическом развитии и выносливости, могут подбрасывать, ловить, вести ногами. Поэтому часто мальчиков в этом возрасте набирают в группу по футболу;
  • Могут кататься на велосипеде (три колеса, иногда уже и два) и самокате;
  • Легко осваивают навык плавания.
Самые важные направления в развитии ребенка:

У детей в 4 года выносливость, действительно, увеличивается. Поэтому детки дольше гуляют на свежем воздухе, не уставая и не капризничая, а интерес ко всему вокруг за пределами дома только растет.

Несмотря на то, что физическое развитие происходит уже отдельно от умственного и психического, речь и моторика еще тесно сплетены. Позже они отдалятся друг от друга, а пока развитие одной части будет влиять на другую положительно. Развивая мелкую моторику детей в 4 года, у них вырабатывается и речевой навык.

А мелкая моторика тесно переплетается с многими физическими навыками. Поэтому в ответ на вопрос: что же должен знать и уметь ребенок в 4 года? Особенно касаемо физразвития, можно добавить:

  • Умение нанизывать крупный и мелкий бисер на нитку;
  • Застегивание пуговиц и завязывание шнурков (но не у всех);
  • Навык рисования, расскрашивания с помощью кисти, карандаша и фломастера;
  • Не выходит за толстый контур в раскрашивании;
  • Лепит из пластилина фигурки;
  • Может вырезать детскими ножницами по контру;
  • Умеет завязывать и развязывать узлы, сделанные толстой веревкой;
  • Может создавать поделки, работать с клеем и красками.

В этом возрасте есть опасность переобучения правшей и левшей. Поэтому в садике стоит заранее обговорить этот нюанс с воспитателем, и внимательно наблюдать за тем, какой руке отдает предпочтение ребенок.

Что должен уметь ребёнок в 3-года?

3 года — переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте малыш переживает один из возрастных кризисов, связанных с первыми попытками отстоять свою личность. Упрямство, своеволие, капризы, негативизм — наиболее яркие «симптомы».

Что делать родителям и воспитателям?

  • Помогать ребенку пережить кризис.
  • Сглаживать «углы», не заостряя внимания на негативных проявлениях поведения.
  • Держать себя в руках! Легче всего ненароком сформировать в этом возрасте страхи — базу для расстройств личности. Любое оскорбительное, обидное слово может нанести непоправимый вред малышу.
Читайте также:  Всестороннее развитие: загружать ли ребенка кружками и секциями

Что должен знать ребенок в три года?

  • Свое имя, имена родителей, бабушек/дедушек, уметь четко их произносить.
  • Словарный запас — не менее 250 слов. Обратите внимание, что речевое развитие на этом этапе очень активное, даже если малыш не был словоохотливым ранее.
  • Базовые цвета, около 10 названий животных, фигур, фруктов, называет их, может показать на картинке.
  • Свой адрес.

Умения и навыки:

  • Отвечает на простые вопросы.
  • Может составить простое предложение или рассказ из 2-4 предложений.
  • Считает до 5.
  • Может сопоставить фигуры и предметы по цвету, форме.
  • Узнает родителей, знакомых по фотографии.
  • Собирает простые пазлы.
  • Составляет наиболее простые логические цепочки: «если шел дождь — будут лужи».
  • Расставляет предметы по признаку размера.
  • Выполняет простые бытовые действия: может одеться, легко манипулирует пуговицами, убирает игрушки, моет руки, ест самостоятельно.
  • В сфере двигательных навыков: уверенный бег, ходьба, манипуляции с мячом, паззлами. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.

В 3 года ребенок проявляет определенную активность в знакомстве с ровесниками.

Как развивать?

  • Особое внимание следует уделить творческому потенциалу малыша. Для этого хороши лепка из пластилина, занятия с песком, пазлами, аппликациями.
  • Рекомендуется часто общаться с малышом, прививая ему коммуникативные навыки, развивая словарный запас.
  • Поощряйте рисование.
  • Не ограничивайте самостоятельность в быту — не стоит все делать вместо малыша. Наиболее разумно — наблюдать, обеспечивая безопасность контакта с миром, но без раздражительности, постоянного вмешательства, гиперопеки.
  • Давайте ребенку новую информацию — через общение, книги, игру.
  • Если вас интересует, что должен уметь ребенок 3-4 года, обратите внимание на три главные сферы — мышление, речь, моторика.

Что влияет на развитие детей в года

Не только физическое здоровье влияет на рост и развитие ребёнка в 4 года. Определяющая роль отводится родителям и педагогам. Если воспитатели будут придерживаться неверных методов воспитания, то ребёнок вырастет закрытым, агрессивным, необразованным. Поэтому важно стать хорошим воспитателем и найти того, кто поможет развить в навыки и таланты.

Вопрос «стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение» зависит от материальных обстоятельств семьи и/или уровня развития. Психолог Олеся Гаранина считает, что «кому-то дополнительные занятия действительно нужны, кому-то – только рекомендуются для небольшой корректировки той или иной сферы развития».

Бывают безвыходные ситуации, когда обращение в ДОУ неизбежно, например, когда родителям не с кем оставить ребёнка или когда они на работе. Но если есть выбор, то взвесьте все «за» и «против». Обратите внимание на особенности развития малютки. «Нужно оценить степень психологической зрелости дошкольника – учитывается темперамент, зрелость нервной системы, способность утомляться и восстанавливаться. Педагог дошкольного образования (им может быть и воспитатель детского сада) должен объективно оценить уровень развития ребенка в соответствии с показателями нормы, принятой в том или ином возрасте» ‒ говорит О. Гаранина. Если причин для беспокойства нет, то можно определить малыша в ДОУ.

Читайте также:  15 развивающих игр для детей до 3 лет

«Закон об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г., расценивает дошкольное образование как первый уровень общего образования. В отличие от общего образования, дошкольное остается необязательным, но существенным. «Дошкольное образование, помимо присмотра и ухода за ребенком, включает в различные методики обучения, раннего развития, курсы для детей».

Что влияет на развитие детей в года

Существуют ситуации, когда поступление ребёнка в ДОУ необходимо. Дошкольные образовательные учреждения следует посещать четырехлетнему ребенку в тех случаях, когда:

  • невозможно оставить ребенка под присмотром опытного человека;
  • он застенчив и малообщителен со сверстниками и посторонними людьми – требуется активная социализация;
  • нет возможности дать всестороннее воспитание и образование в домашних условиях;
  • малыш несамостоятелен, недисциплинирован – в ДОУ обучат самообслуживанию и самоорганизации;
  • он испытывает страх или злость при расставании с вами. Подобное поведение детей вызвано несамостоятельностью или психологической привязанностью к родителю.

Отдавать в дошкольное образовательное учреждение необязательно, если ребенок:

  • освоил на дому базовую программу, необходимую для поступления в начальную школу – это типичная ситуация в семьях с родителями-педагогами;
  • имеет проблемы с дееспособностью – установлена инвалидность или есть заболевание, не позволяющее посещать ДОУ;
  • испытывает недостаток родительского внимания – например, если вы мало видитесь ‒ это нужно менять.

Новая затея

Занятия для детей 4 — 5 лет предполагают и тесное общение с книгой. То есть это умение ребенка читать, пусть немножко, хоть по слогам. И если он до поступления в первый класс будет это уметь, то обучение для него не станет столь тяжелым, как для некоторых других ребят.

Придумайте дома игру под названием «Учимся читать». Ребенку 5 лет она прекрасно подойдет, куда ж еще дальше это оттягивать? Как же конкретно это делать? Есть несколько методик.

Первое – мальчику или девочке сразу показывают цельные слова, просят запомнить их зрительно.

Второе – дошкольник выучивает и потом читает отдельные слоги.

Третье – вначале малыш учит названия букв. Тут хорошо поможет азбука для детей 5 лет. И в слова потом он их складывает.

Четвертое – это когда пятилетка слышит звуки, чувствует их в слове, учится сравнивать с буквами.

Каждый из этих способов имеет плюсы и минусы. Родители должны выбрать то, что больше подходит их чаду. Ведь уже «стукнуло» 5 лет ребенку. Пора браться за ум.

И еще одно. Никогда не сравнивайте своего ребятенка с соседскими. Мол, Петя уже давно умеет читать, а ты все еще нет. Во-первых, все дети разные, каждый развивается индивидуально. И потом, соседский мальчик преуспел в чтении, а ваш Димочка – в лепке из пластилина. И что из этого? Не формируйте у сына комплекс неполноценности.

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.