Как помочь ребенку начать учить иностранный язык

Умение читать – один из наиболее важных навыков для ребенка, который в дальнейшем поможет ему осваивать другие дисциплины. Если в детском саду воспитатель может прочитать ребятам какое-то задание, то уже в школе мальчики и девочки должны делать это самостоятельно. Игры, обучающие детей чтению, являются самым эффективным, а главное –  нескучным способом вызвать в дошкольниках интерес к буквам и книжкам.

Игры, обучающие детей чтению: этапов от «я наблюдаю» к «я умею»

Каждый родитель или педагог, занимающийся развитием детей, должен осознавать, что любой навык прививается поэтапно и небыстро. Потому наивно полагать, что дав в руки малышу книгу, он сразу же ей заинтересуется и бегло прочтет главу за главой. Надо учитывать, что у ребенка в разном возрасте различные способности к обучению и мотивация. Опираясь на эти два фактора, и следует подбирать соответствующие игры.

Можно разделить весь игровой процесс обучения на 5 этапов:

  1. «Я наблюдаю». Первоначальное знакомство ребенка с буквами и словами возможно уже в самом раннем возрасте (2-3 года), когда в лексиконе появляются осознанные короткие фразы. На данном этапе важно, чтобы во время игры в куклы, кубики, машинки ребенок как можно чаще видел буквенные обозначения и слова. Так, папа может строить вместе с сыном башню из конструктора, на гранях которого нарисованы буквы. Мама же легко сумеет заинтересовать дочку, сшив забавные буквы-подушки с глазами, ротиком, ручками и ножками, и используя их в игре в персонажи (например, дочь – «А», мама – «О», они здороваются, кушают, танцуют).
  2. «Я ассоциирую». Становясь старше (3-4 года), малыш уже может связать предметы окружающего мира с их названиями. Он изучает животных, цвета, знает имена родственников и друзей, различает понятия «горячо-холодно» и «право-лево». Поэтому игры для обучения чтению в этот период должны строиться на ассоциативном восприятии. К примеру, можно сделать карточки разного цвета, а на оборотной стороне писать названия данных цветов или первую букву (желтый – «Ж»).
  3. «Я знаю». Данный этап очень тесно связан с предыдущим, ведь многие дети благодаря ассоциативному мышлению уже с легкостью могут найти в книжках знакомые «загогулины». Но теперь важно выучить весь алфавит по порядку. Для этого нет ничего лучше, чем игровой набор с изображением знакомых ребенку предметов, которые начинаются с конкретной буквы («А» – арбуз). Также можно приобрести магниты на холодильник, и во время кормления ребенка на кухне просить его по порядку расставить все буквы или выбрать только гласные.
  4. «Я складываю». Для этого этапа понадобятся игры обучающие чтению в 5 лет. Когда дошкольник выучил алфавит, знает, как называются предметы в окружающей среде, то можно пробовать скалывать из букв слоги. Начинать необходимо с элементарного. Самыми знакомыми и понятными, само собой, являются слова с двумя одинаковыми слогами – «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Также ребенку легко даются звуки, произносимые животными (Барашек – «бе»).
  5. «Я умею». На этом этапе следует выбирать игры обучающие чтению для детей 6 лет. Сын или дочь уже могут составлять короткие слова из букв и слогов, значит, надо совершенствовать этот навык. Понадобится развитие скорости и беглости. Можно уже пытаться объяснить, что такое гласные и согласные, мягкие и твердые,  а также пробовать составлять длинные слова с тремя и более слогами. Игры могут быть направлены на развитие реакции, скорости прочтения и на расширение словарного запаса.

На любой покупной игре, обучающей детей чтению, должна быть указана примерная возрастая категория. Но не стоит к ней строго привязываться, ведь кто-то из малышей может обучиться данному навыку достаточно рано, а другие смогут читать по слогам только непосредственно перед школой. И оба варианта – норма, поскольку у каждого есть свои особенности, способности и предрасположенности.

Читайте также:  Как вводить прикорм ребенку в 5 месяцев: пошаговое описание

Когда начинать?

Многие родители приступают знакомить детей с буквами, когда им исполняется лишь 2-3 года. Но в силу возраста малыши не могут усвоить такой поток информации, и это, по мнению психологов, необязательно. Можно лишь выучить некоторые буквы. Есть несколько правил.

Правила

1. Почаще читать ребенку книжки.

Если их множество, то он выделит среди них наиболее интересные и будет просить читать именно их. Если малыш не желает слушать, то пусть рассматривает картинки с персонажами, переворачивает страницы.

При чтении лучше сесть вместе, чтобы страницы были перед глазами у малыша, водить пальцем по строчкам и читать медленно. Так будет видно сочетание звука и написания букв. 

Чтобы малыш запоминал содержание, можно иногда попросить его рассказать то, что он услышал в своей последовательности, и не перебивая.

2. Книги должны лежать в доступном месте, чтобы ребенок мог сам их брать.

Не следует их прятать из боязни, что малыш порвет или запачкает книжку. Также лучше покупать издания из крепкого картона, их труднее повредить невзначай. Но если пойдут проказы, то нужно объяснить сорванцу, что книга – это друг, и ее надо беречь, она рассказывает интересные сказки.

3.  Самое легкое – это написать буквы и показать малышу.

Причем использовать не лишь карандаши, а разные методы, чтобы заинтересовать ребенка. Например – рисовать цветным мелком на асфальте, водяным пистолетиком на дорожке, красками и фломастерами и даже пальцами в муке. Также можно папиной пеной для бритья и написать на паркете. Мамы говорят, что если изучать буквы с крохой такими забавными методами, то он с ранних лет увлечется ими. А это уже первые шаги, чтобы полюбить книги.

В очень раннем возрасте детям сложно держать внимание на чем-то одном более 15 минут, не нужно знакомить его сразу с несколькими буквами.

4. Малышу же скоро два. Значит, он с интересом может и раскрасить букву. Но не в картинке, так как ему под силу рисовать лишь посредине рисунка, а не по линиям. Но что делать? Можно просто вырезать картонные или бумажные буквы, дать ребенку их раскрасить.

5. Аппликация – это такое творчество, которое очень нравится даже очень маленьким детям. Почему не применять это влечение детишек и не сделать их в виде букв из макарон, гречки, гальки. 

В ход могут пойти старые журналы. Буквы вырезаются и называются. Также можно из них строить слова, имена. Просто волшебно!

Очень полезно и интересно лепить азбуку из пластилина и даже теста. Такая лепка помогает развитию моторики рук и умению говорить правильно.

6. Еще малышу проще водить по контурам букв пальчиком. Также можно купить азбуки с разными рельефами букв или изготовить ее самим. Сначала рисуют буквы и делают их поверхности шероховатыми из круп, тканевые, мягкие, гладкие. Рельефные, колючие и т. д. Чем различнее текстуры — тем веселее играть. Потом буквы наклеивают на картон. Малыш будет водить по ним пальчиком, и проговаривать звуки.

7. Сейчас имеются в продаже звуковые буквы-азбуки. Ребенок не сможет при помощи игрушки хорошо выучить алфавит. Но для общего развития подходит. Можно поиграть – говорить букву, а малыш пусть находит ее и нажимает. Как забавно!

8. Не очень бюджетный метод, но действенный – это обучит ребенка азбуке, а затем и чтению, применив метод Зайцева. Сначала изучаются гласные (цветные кубики), а затем согласные, после этого слоги и чтение по ним. В комплекте кубики разных размеров, указания родителям.

9. Компьютер – это грамотный помощник в обучении нынешней детворы. Ведь нажимать кнопки уже само по себе интересно. В Ворде поставить большой шрифт любым цветом и указывать на букву, чтобы малыш повторил, как она звучит.

10. Ассоциации. Например буква Д выглядит как дом, С – месяц, О – круг, Е – лестница. Каждая буква на что-то похожа.

11. Песни. Дети любят песенки. Есть немало вариантов про буквы. Их можно включать даже в фоне. Ребенок невольно их запомнит.

12. Игры. Найти букву в журнале, книгах, в рекламе. Это закрепит знания и развлечет.

13. Расшифровка слова — для ребят постарше. Нумерация букв в алфавите. А затем нужно сказать цифру. Пусть ребенок найдет по ней букву и составит слово.

С чего начать

В раннем возрасте существует лишь один способ обучения – игра. Никаких «уроков» и «экзаменов». Если малыш что-то забыл, то нужно вернуться к этому еще раз позже.

Читайте также:  Возраст прорезывания первых молочных зубов

Буквы лучше произносить не так, как они называются в алфавите, а так, как они звучат в словах, потому что ребенку еще трудно разделить понятия звука и буквы. Показывая ему, например, «М», проговаривать, что эта буква «говорит» «ммм», а «Р» – «ррр». Малыш уже знаком с тем, как могут «говорить» кошка, собака и другие животные, поэтому он легко сможет справиться и с новыми звуками. Позже так ребенку будет проще складывать звуки в слоги.

Приступая к изучению, нужно помнить несколько простых правил:

  • Занятия должны быть регулярными, но непродолжительными. Начинать следует с 5–10 минут в день, к 6–7 годам продолжительность занятий можно увеличить до получаса.
  • Если малыш устал, плохо себя чувствует или просто не в настроении, занятия лучше отложить.
  • Обучение должно доставлять удовольствие и вызывать только положительные эмоции.
  • Включение в распорядок дня ребенка дополнительных занятий не должно уменьшать время для других игр и прогулок.

Как научить азбуке ребенка старше лет

к оглавлению ↑

Песочница на дому

У детей этого возраста мелкая моторика уже развита лучше, поэтому ребятам можно предложить складывать буквы из веточек, конструктора, камешков и крупы. В большой поднос насыпьте различные крупы, на листе картона начертите букву и промажьте её клеем. Пусть малыш сверху сыпет мелкую крупу – гречку, рис, кукурузу. Так будет развиваться и мелкая моторика, и воображение.

к оглавлению ↑

Настольные игры с буквами

Обратите внимание на лото и кубики с буквами: чем проще изображение буквы, тем лучше. Ведь рисунки могут попадаться незнакомые, что только собьет малыша с толку. Кстати, кубики можно изготовить вместе с ребенком из цветного картона. Повторяйте звучание букв в процессе игры. В продаже можно найти домино с азбукой и другие игры-бродилки с буквами.

Вы поймете, что ваш малыш выучил все буквы, когда он будет уверенно показывать их везде, а не в одной азбуке. Это вывески на магазинах, маршрут транспорта, реклама в телевизоре. Тогда можно начинать учить ребенка сливать буквы в слоги. Но это тема для отдельного разговора.

к оглавлению ↑

Авторские методики для обучения детей буквам

Есть множество методик в помощь родителям. Выбирайте ту, что ближе вам и ребенку. Рассмотрим самые популярные из них.

Методика Елены Бахтиной построена на ассоциациях. Основной инструмент обучения – книга «Букварь для малышей от двух до пяти». На каждой страничке – одна буква и пояснения для родителей мелким шрифтом. Кроме того, имеются страницы с такими же буквами, которые нужно вырезать и наклеить на плотный картон. Получается, что с буквами можно играть. Они становятся друзьями. У буквы Г клювик и красные лапки, у буквы З – мягкие пушистые заячьи уши, Д выполнена в виде домика, а буква Я вся в конфетах (какой малыш не любит конфет?).

Методика Николая Зайцева подразумевает обучение не буквам, а сразу складам, хотя и буквы тут имеются тоже. Основной комплект – кубики (кубики Зайцева), которые родители должны склеить самостоятельно, наполняя их металлическими и деревянными элементами строго по инструкции, а также таблицы со складами, которые займут половину стены. Зато ребенок увидит все склады в системе, а наполнение, размер и цвет кубиков поможет ему различать глухие и звонкие, мягкие и твердые склады.

Обучив ребенка алфавиту и научив его читать, родителям останется лишь поддерживать интерес чада к чтению, приобретая увлекательную детскую литературу. Тогда он будет любить книги не меньше, чем мультики. А ребенок, прочитавший до школы пару сотен книг, заметно опережает в развитии своих нечитающих сверстников. В будущем малышу буду обеспечены лидирующие места везде – в школе, гимназии, вузе. Ведь чтение – основа любого обучения.

Читайте также:  Первые дни малыша. Что нужно знать маме о новорожденном?

к оглавлению ↑

Простые приемы помощи ребенку, изучающем иностранный язык

По современным методикам дети изучают английский так же, как осваивают родной, только быстрее. Но в начальной школе всего два урока иностранного языка в неделю, этого мало, чтобы малыш не забыл от урока до урока то, что изучил в прошлый раз. Даже если вы сами далеко не полиглот, нужно каждый день спрашивать, как называется тот или иной предмет, цвет, действие. Именно выстроенный родителями мостик из разговоров об изученном станет дорогой успеха для ребенка, изучающего иностранный язык.

Используйте компьютерные программы

Не забывайте о настольных играх, тренирующих память

Не забывайте и о старых добрых настольных играх, советует педагог. Они помогают развивать память, столь необходимую при изучении иностранных языков. Российские МЕМО — это известная всем игра «парочки», где нужно собрать как можно больше пар карточек с одинаковыми картинками. Играть можно сначала на русском, а затем переходить на английский. Да, это всего лишь слова, но даже 100 новых слов еще никому не помешали!

Узнайте, не прилагаются ли к учебнику аудио-материалы

В пользе вспомогательных материалов убеждена и Инна, преподаватель школы иностранных языков «Юнисити»:

— Дети учатся читать, им задают на дом тексты, но ни они, ни вы, понятия не имеете, как произносятся слова? Если вы купите озвученный плакат или найдете сайт, где есть озвученный алфавит – это будет хорошей поддержкой. Самое время вспомнить и подсказать ребенку, что многие тексты в учебнике имеют звуковое сопровождение. Попросите учителя записать вам это аудио и пусть дома ребенок сначала слушает, водя пальчиком по тексту, затем читает вместе с диктором и лишь потом повторяет в паузах (останавливает озвучку после каждого предложения, длинные разбиваем на части) и читает самостоятельно.

Совет: при работе с не озвученным тестом можно обратиться к озвученному словарю в интернет-переводчике. Этот вариант неидеален, но все-таки лучше, чем ничего.

Распечатайте карточки для запоминания новых слов

При изучении новых слов родители могут помочь в изготовлении карточек: распечатать на принтере картинки, на обратной стороне подписать названия. Произношение можно отработать при помощи озвученного словаря. Дальше технология простая: ребенок прочитал уверенно, можно начинать запоминать: берешь – смотришь на картинку – называешь слово – переворачиваешь – проверяешь.

С изучением слов для диктанта еще проще: в произвольном порядке пишутся русские слова либо выкладываются карточки с картинками. Ребенок пишет иностранные варианты и сам себя проверяет. Неправильные слова исправляются и пишутся еще раз. Тут функции неговорящего родителя сводятся только к контролю и поддержке.

Совет: неплохо было бы периодически контактировать с учителем. Если есть какие-то проблемы или вопросы по домашнему заданию – найти время и проконсультироваться, как вы можете помочь ребенку. Как минимум, учитель будет знать, что вы – неравнодушный родитель, обращаете внимание на успехи ребенка и цените труд педагога.

Категорические нельзя:

  • ругать и говорить, что у ребенка ничего не получается;

  • отмахиваться от просьб о помощи, говорить: «Я в этом ничего не понимаю»;

  • упрекать: «Я плачу деньги, а ты – тупица»;

  • напрямую спрашивать: «Скажи, что было на уроке». Этот вопрос ставит ребенка в тупик, ему порой сложно сформулировать ответ, что влечет за собой возникновение негативных ощущений по отношению к процессу обучения;

  • критиковать учителя при ребенке (впрочем, этого вообще лучше не делать);

  • ждать, что ребенок заговорит легко и свободно, на любые темы через месяц-два. Разнообразие тем для общения растет вместе со взрослением и интересами ребенка;

  • при поездке за границу не нужно постоянно ждать, что ребенок вам все переведет и объяснит. Важно понимать, что в незнакомой среде ему нужно время на адаптацию.

И абсолютно все эксперты, принявшие участие в подготовке этого материла, солидарны в одном: для достижения успеха нужно желать шаги рядом с ребенком. Начните учить язык вместе с сыном и дочкой, и всё у вас получится!

о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора