Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Ошибки, которые допускают родители, прививая детям любовь к чтению

  1. Заставляют ребенка читать. Через силу, угрозы и скандалы очень трудно добиться позитивного результата. Чем чаще дитя заставляют читать, тем больше он этому сопротивляется.
  2. Сравнивают свое чадо с успехами других детей. К примеру, Саша, Наташа прочитали уже по 5 книг, а ты не можешь прочитать даже одну. Подобное сравнение может привести к разочарованию, озлоблению. Вместо мыслей о чтении, он будет поглощен какими-то внутренними переживаниями.
  3. Ставят перед ребенком нереальные задачи. Например, когда он еще плохо читает, требуют прочитать целую книжку. Естественно ребенок вряд ли сможет это сделать.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

способов увеличить технику чтения у ребёнка дошкольного возраста

6 способов увеличить скорость чтения

Мелехина Е.Ю.

Последние исследования показали, что быстрое чтение активизирует мыслительные процессы, а также является эффективным средством для овладения школьными знаниями.

Оптимальным по скорости считается чтение, которое соответствует темпу разговорной речи. Память человека функционирует таким образом, что в ней откладывается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, т.е. мелькает.

Поэтому, для освоения каких-либо умений и доведения их до автоматизма, нам не нужно выполнять большие по объёму задания, лучше упражняться понемногу, но часто. Многие родители часто усаживают своего ребёнка, заставляя читать целую страницу или рассказ.

Чтобы не отбить у ребёнка желание читать, следует поступать по-другому. Можно разбить текст на абзацы или небольшие части, чтобы ребёнок читал недолго и мог делать паузы после прочтения каждой части.

Прочитал абзац – рассмотрел картинки, передохнул, прочитал второй – кратко пересказал содержание, и снова отдых и т.д. упражнения:

1. Многоразовое чтение.

Предлагаем ребёнку читать текст на протяжении одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает карандашом место, где он остановился. Потом ваш ученик снова читает тот же отрывок текста, снова делает пометку и сравнивает с предыдущим результатом.

Конечно, во второй раз он прочтёт на несколько слов больше. Увиденный результат вызовет положительные эмоции у ребёнка, ему захочется прочитать ещё раз. Но больше трёх раз лучше этого не делать, чтобы избежать утомления.

Похвалить ребёнка нужно обязательно.

2. «Старт — стоп».

По команде «Старт» ребёнок начинает чтение текста. Услышав слово «Стоп», он прекращает читать и не смотрит на страницу (можно закрыть глаза). Снова даём команду «Старт». Ребёнок должен быстро отыскать место, на котором он остановился ранее, и продолжить читать с него.

Читайте также:  Если ребенок не слушается, его нужно научить

3. Параллельное чтение.

Нужно взять две одинаковые книги или два одинаковых текста (можно распечатать из интернета) . Взрослый начинает читать вслух, а ребёнок подключается и читает одновременно, следя пальцем за строкой. Во время чтения взрослый то ускоряет, то снижает темп, вынуждая ребёнка менять скорость чтения вслед за ним.

4. Артикуляционная разминка.

Можно подобрать скороговорки, пословицы, поговорки и попросить ребёнка почитать их с разной скоростью, с разной интонацией. Необходимо следить за тем, чтобы у ребёнка было ровное дыхание, чтобы он чётко произносил все звуки и окончания слов.

5. «Ищем слово».

Выбираем любое слово из текста. Просим ребёнка найти это слово в незнакомом для него тексте. Важно найти заданное слово как можно быстрее. Если делать это поочерёдно с ребёнком, поиск слов превратится в занимательную игру. Время поиска можно засекать (секундомер есть в каждом мобильном телефоне), а тексты необходимо подбирать в соответствии с читательскими возможностями ребёнка.

6. Закладка.

Предлагаем ребёнку читать текст, пользуясь закладкой. Но использовать закладку нужно немного по-другому: закладка должна прикрывать не строку снизу, а уже прочитанные слова.

Как приучить ребенка к чтению?

Многие родители задаются вопросом, как привить любовь ребёнка к чтению? Ведь в современном мире столько различных гаджетов, а мультфильмы и вовсе показывают круглыми сутками по телевизору. Все это может интересовать малыша куда больше, чем чтение книг. Мы разобрались, как нужно читать правильно детям в том или ином возрасте. Но также стоит учитывать ещё некоторые факторы для того, чтобы легко приучить ребёнка к чтению.

  • Чтение детям должно быть регулярным. Можно предложить малышу несколько книг, и пусть он самостоятельно выберет, какую именно сегодня прочитать.
  • Читать ребёнку нужно то, что ему нравится, что ему интересно. Пробуйте читать различные жанры, темы. Найдите ту книгу, которая будет интересна именно вашему малышу. Возможно, ему больше нравится слушать сказки, чем стишки или песни. Или наоборот.
  • Дома обязательно должна быть библиотека. Если в доме нет книг, то как тогда ребёнка приучить к чтению? Желательно, чтобы печатные издания были в свободном доступе, чтобы в любой момент малыш смог взять книгу и попросить вас почитать. Или же самостоятельно рассматривать картинки, перелистывая страницы.
  • Не дочитывайте книгу, если малыш начинает капризничать. Нельзя заставлять слушать чтение «из-под палки».
  • Покупайте всегда красивые книги с яркими и большими изображениями. Выше упоминалось о том, что разглядывание картинок для детей младшего возраста является важной частью чтения. Согласитесь, что ребёнка никогда не заинтересует книжка, в которой нет иллюстраций или они не достаточно большие и яркие.
  • Чтение детям до трёх лет должно проходить с элементами игры.

Как и в любом другом вопросе, необходимо показывать собственный пример. Помните, что малыш всему учится у родителей. Даже если вы возьмёте книжку, усядьтесь поудобней в стороне и начнёте читать, то, вероятней всего, у малыша возникнет интерес (а что же там Мама делает такое интересное?), и он обязательно присоединится к вам. Увлекайте малыша, показывайте ему сказочный мир книг.

Как приучить ребенка к чтению?

Если в вашей семье предпочтение отдаётся прочтению книги вместо просмотра телевизора или залипанию в смартфонах, скорей всего и ваш ребёнок вырастит человеком, который любит читать.