Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого существуют способы — мы выяснили у специалистов.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

Содержание

  • Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
  • Известные методики обучения детей чтению
  • 5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка
  • Первые шаги к чтению: знакомство с буквами
  • Освоение принципа чтения по слогам
  • Игры, способствующие обучению ребенка чтению
  • Упражнения со словами: закрепляем навык
  • Формируем привычку читать книги с младенчества

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

литература

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой душевной жизни.

В.А. Сухомлинский

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования читательских интересов является довольно значимой. Она служит нахождению таких путей обучения, которые привлекали бы к себе интерес учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своей знаменитой книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников великую любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [77, С. 354]. Я.А. Коменский связывал решение этой проблемы с процессом обучения и воспитания, личностью учителя и всемерной поддержкой родителями его авторитета в глазах детей. Великий педагог создал такие учебники для детей, в основе которых, по существу, лежало полное соблюдение принципа интереса в обучении.

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: «Как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу?» Над проблемой формирования квалифицированного читателя работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, Л.А. Ефросинина, О.В. Кубасова.

правил для начинающих родителей

Воспитание ребёнка – это сложный и ответственный процесс. Дети должны расти в крепкой и счастливой семье. Время не стоит на месте, поэтому все вокруг меняется. Правила, которые были востребованы раньше, сейчас уже не актуальны. Что же должны знать начинающие родители?

Малыш уникальный, ведь это именно ваш ребёнок

Не стоит сравнивать его успехи с другими детками, равно, как хвастаться или жаловаться, если у него что-то получается и ли не получается. Но на некоторые моменты все же стоит обратить внимание. Вы заметили, что цвет кожи изменился? Немедленно идите к педиатру.

Особое внимание уделите питанию новорождённого

Современные люди считают, что нельзя мешать естественному ходу вещей. Грудное вскармливание – это естественный процесс, который очень полезен для малыша. Ребёнок, который получает грудь, защищён иммунитетом мамы.

Грудное молоко подстраивается под конкретные потребности малыша. К тому же грудное вскармливание – это удобно для мамочки, ведь не нужно постоянно готовить свежее питание. Кормите ребёнка хотя бы до полугодовалого возраста.

С 6 месяцев можно вводить прикорм, но от груди кроху отлучать не стоит.

Утешайте малыша, когда он плачет

правил для начинающих родителей

В возрасте до 3 месяцев многие карапузы страдают от колик. Им больно и страшно, поэтому вы должны помочь своему ребёнку. Не стоит бояться, что малыш привыкнет к рукам. Избаловать такого кроху ещё невозможно. Он только пришёл в наш мир. Ваша задача – помочь ему адаптироваться. На руках у родителей малыш чувствует сбя защищенным, ему уютно и спокойно.

Читайте также:  Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия

Внимательно отнеситесь к выбору педиатра

Вы должны ему полностью доверять и не бояться лишний раз обратиться за консультацией. Лучше перестраховаться, чем потом лечить ребёнка. Если позволяют средства, то станьте на учет в платную клинику. Если у вас возникли подозрения в правильности назначений, проконсультируйтесь еще с одним педиатром (в платной или городской клинике).

Не стоит сидеть в интернете, оставляя малыша в одиночестве

Откажитесь от телефона и компьютера  во время кормления грудью. Маленький ребёнок нуждается в постоянном внимании. В противном случае он возьмёт пример с вас. В будущем у него не будет друзей, потому что он заменит реальный мир виртуальным. Мама, которая проводит все своё свободное время в виртуальном мире, ничего не сможет объяснить.

Самый идеальный вариант кормления, когда вы смотрите в глаза своему малышу и передаете ему свою любовь или напеваете мелодию, или рассказываете, какой он замечательный, уникальный и самый любимый малыш, как вы рады, что он у вас есть и т.п.

Выполнять эти правила несложно. В результате вы сможете воспитать счастливого и успешного человека, который будет благодарен вам за ваши старания!

Нужно ли заставлять ребенка читать?

Вопрос, возможно, стоит слишком остро, но заставлять, мотивировать ребенка на чтение просто необходимо. Книга – этот тот арсенал, к помощью которого мы общаемся между поколениями, несем в будущее свои знания.

Главное, не технически пролистывать книгу, а через 5 минут не вспомнить, о чем шла речь, а читать с душей, развивать воображение и эмоциональное реагирование на прочитанное.

Если не читать, то будет абсолютная неграмотность, будет сложно писать, сочинять любовные стихи, объясняться с противоположным полом, растить детей и развиваться. Будет неграмотная устная речь, которая станет отталкивать собеседников.

Все произведения говорят о «прекрасном», учат любить, жить, радоваться жизнью, сопереживать, проявлять доброту и внимательность, разве этому могут научить комиксы и компьютерные игры на выживание.

Мир скатится в бездну, если не будет книги, заменить ее пока ничем нельзя, а потому учить детей считать и мотивировать их на каждодневное чтение просто необходимо и важно, для будущего поколения и социума.

Чтение по методике Монтессори:

  1. Звуковые игры. В коробочке с отделениями находятся мелкие предметы, в названии которых есть определенный звук. На каждой ячейке написана буква, обозначающая данный звук. Педагог показывает предметы и произносит их, акцентируя внимание на нужном звуке. Таким образом ребенок учится выделять звук в начале, в середине, в конце слова и подсознательно соотносит его с буквой на ячейке.
  2. Подготовка руки к письму. Используя специальные рамки для подготовки к письму и штриховки, ребенок ведет ручки по прорезям, выполняя различные движения, содержащие элементы букв. Упражнения учат соотносить движение руки и глаза, укрепляют пальцы и делают кисть ребенка более подвижной.
  3. Работа с буквами. Одно из ключевых пособий — «шершавые буквы». Это буквы, выполненные из шершавого материала (как наждачная бумага). «Шершавые» буквы письменные, поскольку предполагается, что плавные круговые движения более доступны для детей. Ребенок лучше запоминает алфавит, когда задействованы тактильные ощущения.
  • Письмо. Следующий этап − ребенок сам, когда он будет к этому готов, начинает писать буквы пальцем на манке, палочкой на песке, а затем и карандашом на бумаге. У многих детей, по выражению Марии Монтессори, рождается настоящий «взрыв письма».
  • Составление слов из подвижного алфавита. В ячейки деревянной коробки разложены строчные и заглавные буквы, аналогичные «шершавым» буквам. Педагог помогает сопоставить буквы в подвижном алфавите (так же постепенно, по три-четыре буквы за раз). Затем показывает, как их можно соединять в слоги и слова.
  • Чтение. Собственно чтение начинается с серий карточек. На каждой карточке — слово и картинка, обозначающая слово. В зависимости от уровня сложности они обозначены определенным цветом. Розовая — каждая буква в слове произносится так, как написано. Зеленая — добавляются слова с йотированными гласными после согласной. Голубая — вводятся трудности в чтении: безударные гласные, непроизносимые согласные в корне, оглушенные согласные, Ъ и Ь в конце слова, сочетания ЖИ-ШИ и проч. Белая серия автоматизирует чтение — в слове может быть несколько разных трудностей. Это так называемое интуитивное чтение — когда ребенок читает слово целиком и слово запоминается целиком. Ребенок еще не умеет читать, но уже читает, опираясь на собственную интуицию, зрительную память и полученные ранее знания.
  • Развитие навыков чтения. Можно играть в разнообразные игры: выкладывать карточки со словами по принципу домино (АнгеЛ — ЛимоН − НосоК и т.д.), составлять предложения из карточек с отдельными словами, вытаскивая полоски бумаги с заданиями, выполнять их последовательно, чтобы в результате найти спрятанный «клад» и т. д. Постепенно ребенку предлагаются простые книжки-картинки: вначале это просто предмет и его название, а затем предложения и короткие тексты.

Преимущества метода Монтессори — развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.

© Getty Images

Читайте также:  Имена по святцам. В честь какого святого назвать мальчика