Как научить ребенка быстро считать в уме

Есть ли какие-то общие рекомендации, в каком возрасте можно начинать обучение ребенка счету, чтобы все прошло легко? Несомненно, общепринятые усредненные показатели есть, однако применять любые рекомендации относительно вашего малыша необходимо с осторожностью и четким пониманием того, что ваш ребенок уникален и у него могут быть свои, особые сроки обучения и познания нового мира.

Перечисление чисел и счет — это разные навыки

Если ребенок называет числа до десяти, это еще не значит, что он умеет считать до 10. Когда родители каждый день повторяют скороговорку от одного до десяти, он запоминает механически, но без понимания начинает путать последовательность. Почему? Для него это перечисление аналогично перечислению предметов в комнате. Мы можем сначала назвать диван, а потом стол; а можем наоборот, и смысл от этого не изменится. Так и с механическим запоминанием чисел.

Чтобы узнать, ориентируется ли ребенок в числах, попросите его дать вам два кубика из кучи. Если ребенок дает по одному предмету и после каждого следующего кубика ждет от взрослого реакции, угадал или нет, это признак того, что он числа не понимает.

Если ребенок дает по одному предмету и после каждого следующего кубика ждет от взрослого реакции, угадал или нет, это признак того, что он числа не понимает.

Уже можно?

Самые известные гуру педагогической науки считают, что до достижения ребенком возраста 3-4 лет (времени максимального развития двигательной активности) у него итак есть множество интересных, серьезных и достаточно сложных дел – научиться сидеть и ходить, освоить навыки использования горшка, начать не просто издавать отдельные звуки, а добиться связной речи, научиться справляться с одеждой, а также победить в борьбе со столовыми приборами. А еще много сил и энергии вашему ребенку потребуется для освоения и отработки совершенно нового для него навыка – коммуникации (построения социальных связей с окружающими). Имеет ли смысл дополнительно нагружать ребенка и учить считать? Большинство специалистов говорят однозначное «нет».

Что же делать, если ваш малыш активно демонстрирует готовность к изучению нового и самостоятельно, без целенаправленных занятий освоил, например, цифры до 5? В этом случае – продолжать занятия с обязательным соблюдением нескольких простых, но очень важных для дальнейшего (в том числе и физического) здоровья малыша, правил:

  1. Ваш малыш должен демонстрировать устойчивый интерес к таким занятиям. Никогда не принуждайте малыша к занятиям, в этом случае он не способен будет что-либо запомнить!

  2. Все обучение должно проходить исключительно в легкой, игровой форме. Важно понимать, что любое настояние или навязывание грозит обернуться проблемами с дальнейшими уроками.  

  3. Обучение цифрам до 5, а в некоторых случаях и до 10, обычно проходит без дополнительных специальных занятий. Для этого необходимо, чтобы родители чаще озвучивали количество окружающих ребенка предметов (особенно в знакомой ему обстановке). Это может происходить незаметно в процессе любой другой деятельности.

  4. Обязательно используйте наглядные материалы – карточки, таблицы, наклейки с предметами и цифрами. Они должны находиться по всему «пути следования» ребенка и сопровождать все его передвижения в знакомом пространстве. Регулярно по мере запоминания меняйте их расположение и количество.

  5. Не должно существовать никаких временных рамок для таких занятий, если вы почувствуете, что ваш малыш через 5 минут уже потерял интерес и заскучал, сразу прекратите занятие или постарайтесь переключить его внимание на новый вид деятельности.

  6. Уровень восприятия ребенком информации может быть различным, многое зависит от настроения малыша и его готовности к изучению и воспроизведению новых или уже знакомых данных.

Читайте также:  Ежедневный уход за новорожденным: основные процедуры

Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:

  1. Малышу будет легче адаптироваться к школе. Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
  2. Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
  3. Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
  4. Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно

Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:

  1. Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
  2. На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке

Способы, как легче научить ребенка устному счету

Чтобы малыш быстро научился устному счету, для начала следует ознакомить его с порядковым счетом. После того как порядок цифр будет усвоен, и ребенок сможет считать в пределах десяти, а после и до двадцати, только тогда следует приступать к следующему шагу.

Обучать детей считать в уме лучше после четырех лет. Обучение, проходящее в игровой, веселой форме, для ребенка гораздо интересней. Если же сильно давить, то пропадет весь интерес, и он просто откажется учиться.

Способы, как легче научить ребенка устному счету

Для начала необходимо помочь освоить первые навыки, понимать, где один, а где много, распознавать где больше, меньше или равно, научиться вести счет порядковый и количественный, понять состав чисел, справляться с простыми задачами. При решении задач, помочь ребенку искать разные решения, это позволит намного легче справляться с поставленными задачами, и дополнительно будет развиваться мышление.

Помочь ребенку понять состав числа, можно применяя фишки или палочки, пальцы рук, карточки. Некоторые ученые не советуют вести счет с помощью пальцев или палочек. Так как малыш привыкает к этому, что в дальнейшем затрудняет счет. Поэтому использование палочек при счете лучше сократить и затем убрать вовсе.

Так же можно читать с малышом считалки и различные стишки с цифрами. Увлекать его счетом даже прогуливаясь на свежем воздухе, походе в магазин, просить малыша посчитать предметы, окружающие его с обеих сторон.

Можно совместно сделать карточки с цифрами, то это тоже очень заинтересует малыша. Вначале их следует применять, изучая последовательность, а после можно уже перемешивать. Дальше можно объяснять сложение и вычитание однозначных чисел, если ребенок все поймет и усвоит, то следующей ступенькой может стать сложение и вычитание двузначных чисел.

Способы, как легче научить ребенка устному счету

Весь путь по понятию и изучению сложной науки математики, довольно тяжелое занятие. Но если ребенок сможет все преодолеть, то в дальнейшей учебе он будет справляться с задачами намного быстрее и легче. Поэтому родителям придётся хорошенько постараться, чтобы малыш все понял. Самое главное чтобы все обучение проходило в легкой, доброй, игровой форме, тогда ребенок точно заинтересуется, и будет увлеченно слушать и запоминать.

P.S. С уважением администрация сайта.

Как объяснить ребёнку, зачем ему нужно уметь считать?

Ребёнок будет успешнее учиться считать, если объяснить ему, какая ему от этого польза.

Например, малыш сможет взять столько конфет, сколько ему скажет мама, или, когда он будет помогать маме, он сможет точно знать, сколько тарелок ей понадобится, чтобы накрыть стол к приходу гостей.

Очень хорошо закрепляются полученные знания при игре в магазин, в которой ребёнок будет выступать в роли продавца, а родители – покупателей.

Читайте также:  Первичный патронаж недоношенного новорожденного проводится

Неплохо будет вытащить из чулана старые счёты, на которых можно правильно, а главное легко осуществить простые действия с числами: либо что-то прибавить, либо что-то отнять.

Но не нужно требовать от ребёнка слишком многого. Начинать учить ребёнка решать примеры не следует раньше 5-6-летнего возраста, когда ребёнок уже будет понимать, что пять состоит из двух и трёх.

Не надо ждать, что ребёнок моментально усвоит правила вычитания и сложения, услышав от соседки, что её ребёнок с лёгкостью считает до ста. Любой ребёнок индивидуален, у каждого свои способности, кому-то определённое направление обучения даётся легко, кому-то сложно.

Пройдёт не так уж много времени, и ваш ребёнок будет без труда считать десятки, научится вычитать и прибавлять большие числа. Главное, не давить на ребёнка, не принуждать его, иначе слишком большие нагрузки могут отрицательно сказаться на его здоровье, и, кроме того, просто отбить у него желание чему-то учиться ещё.

FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Обучение школьников и подготовишек

После того, как малыш пойдет в школу, перед родителями встает вопрос: как научить ребенка быстро считать в уме 1 класса так, чтобы не отбить у чада охоты к учебе? Для того чтобы начинать обучение ребенка счету в уме, необходимо убедиться в том, что ребенок может посчитать, к примеру, сколько на полу стоит игрушек и сколько их получится, если прибавить к ним еще одну. Если малыш не в состоянии сосчитать предметы, то стоит заняться математикой усиленно, привлечь все методы, способные помочь ребенку.

Также ребенок, идущий в школу должен знать, что такое «больше» и «меньше». Для этого следует изучать иллюстрации в детских книжках и задавать вопросы. Например, каких цветов здесь больше, кого меньше — кошек или собак и другие.

Обучение школьников и подготовишек

Стоит научить ребенка составу числа. Для этого надо объяснить, что число «пять» получится, если сложить один и четыре, два и три. В такой работе очень помогают математические карточки с несложными упражнениями на сложение, вычитание и сравнение чисел, которые можно купить в магазине или сделать самим. Благодаря тренировкам и развитию зрительной памяти, вскоре ребенок начнет разбираться, из каких чисел получается определенное число. Когда ребенок дойдет до состава цифры десять, считать в уме дальше ему станет еще проще. Также необходимо объяснить ребенку, что если он переставит в сложении цифры местами, то число не изменится.

Покажите это видео вашему ребенку:

Необходимо предоставлять ребенку для устного счета побольше наглядных примеров. Например, на улице — это могут быть номера домов или машин. Предположим, номер дома — 92, то есть попросить ребенка сложить девять и два. Цифры для сложения можно найти в любом месте.

Многие родители обеспокоены тем, как научат ребенка считать в уме, 2 класс — это новый этап в жизни ученика. Но иногда учителя подходят к вопросам обучения своих учеников поверхностно, уделяя внимание только соблюдению школьной программы. Таким образом, ребенок, с одной стороны, как бы умеет что-то складывать и вычитать, а с другой, не понимает, почему из одного числа появляется другое. В математике, как ни в какой другой науке, важна последовательность действий и постоянная тренировка памяти. Надо постоянно делать упражнения, решать задачи и развивать логическое мышление.

Обучение школьников и подготовишек

И тогда вопрос о том, кто и как научат ребенка быстро считать в уме двузначные числа, опадет сам собой. Ведь малыш уже начнет понимать сложный мир чисел и будет уверенно складывать, вычитать, умножать и делить.

Счет до 20

Если до 10 считать научиться легко, так как штучный счет присутствует в обыденности, то в пределах 20 считать сложнее.

Чтобы ребенок хорошо запомнил цифры после 10, понадобится 20 одинаковых предметов – палочки, кубики, мелкие игрушки. Естественно, в первую очередь необходимо, чтобы малыш владел счетом до десяти

Выкладываем два ряда предметов по десять в каждом. Необходимо объяснить ребенку, что числа после 10 имеют схожесть. Просто перед каждым из них стоит единица, что означает десяток. То есть, сколько рядов кубиков, столько и десятков, значит в цифре двадцать, кубиков два раза по десять. Это поможет изучению дальнейших цифр.

Далее разъясняем, что к привычным один, два, три и так далее цифрам нужно прибавить окончание – «надцать». Чтобы было легче, во втором ряду меняем количество кубиков и просим малыша назвать получившуюся цифру.

Читайте также:  Какие права имеет отчим по отношению к ребенку

Для наглядности кубики можно пронумеровать, чтобы у ребенка формировался и наглядный образ числа. Однако при вычислениях не путайте цифры, иначе последовательность и арифметический результат введут ребенка в тупик. Для вычислений снимайте нумерацию с кубиков.

Вычисления без перехода через десяток

Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, ребенок должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на пальцах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, например, кубики.

Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода через десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Теперь попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на второй, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равно тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода через десяток.

Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток считаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими единицами. Например: 10+5=15 16-6=10 10+8=18 17-10=7

После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к примерам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими действиями чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.

Вычисления с переходом через десяток

Математические примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток несколько сложнее, и поэтому ребенок долен быть готов к этому этапу обучения. Для этого ему необходимо выучить состав чисел первого десятка.

Например, состав числа 2 – то 1 и 1, а состав числа 3 – это две пары чисел: 2 и 1 или 1 и 2, а состав числа 5 – это следующие пары: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. И так для каждого числа первого десятка.

Для чего это необходимо? Выполняя арифметические действия ребенку придется сначала письменно, а затем и устно раскладывать прибавляемое или вычитаемое число так, чтобы оно дало десяток при сложении или вычитании с первым.

Вторым важным условием для перехода к этому этапу является быстрый устный счет в пределах первого десятка. Без этого, ребенку будет сложно удержать в голове видимые числа и те, на которые он раскладывает одно из видимых.

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на сложение с переходом через десяток.

Нужно прибавить к 8 число 6. 8+6= Запишем этот пример так: 8+(2+4) =

Т.е. мы раскладываем второе слагаемое 6 на два числа, чтобы в сумме с первым слагаемым 8 получить десятку. После того, как мы складываем 8 и 2 и получаем десятку, нам видно, что при добавлении к нему числа 4 мы получим число 14

Значит 8+(2+4) = 14 или 8+6 = 14

Для закрепления рассмотрим еще несколько примеров на сложение. 6+9 =

Этот пример можно записать следующим образом: 6+(4+5) = 15

И еще один 7+8 =

Записываем его в таком виде: 7+(3+5) = 15

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на вычитание с переходом через десяток.

Чтобы вычесть из одного числа другое с переходом через десятку, нужно разложить вычитаемое таким образом, чтобы у нас получилась десятка при первом отнимании.

15-7 =

В данном случае число 7 состоит из 5 и 2. Запишем этот пример так, чтобы в первом действии у нас получилась десятка (15-5)-2 = 8

Ребенку легче будет решать такие примеры, если он запомнит, что при вычитании нужно раскладывать вычитаемое так, чтобы сразу же отнять у первого числа единицы.

Например: 14-6= Раскладываем вычитаемое (6 состоит из 4 и 2) (14-4)-2 = 8

16-9= Раскладываем вычитаемое (9 состоит из 6 и 3) (16-6)-3=7

Т.е. при вычитании какое бы число не нужно было разложить, сначала вычитаем единицы из первого числа, чтоб осталась десятка, а затем уже вычитаем оставшееся число.