Как научить быстро читать первоклассника

Начальник управления организационного развития Метинвест

Поощряйте самостоятельное чтение

Как только сын научился читать (а было это в 5 лет), мы ввели следующее правило: сначала он должен был прочитать одну страничку в день, со временем объем прочитанного увеличивался. Он сам выбирал, что ему интересно, но чтение было обязательным. Опять же важна системность: есть часть добровольная и часть обязательная. Многие мне говорили, что заставлять неправильно. Но тут дело в другом. Мы сформировали привычку читать. Мы не навязывали, что читать, могли порекомендовать, коротко рассказать о какой-то интересной книге, но читать было обязательно.

Поощряйте самостоятельное чтение

Как заинтересовать малыша чтением

Чтобы домашнее обучение было успешным, главное — мотивировать малыша, суметь вызвать у него интерес к чтению. Рекомендации здесь будут следующими:

Как заинтересовать малыша чтением
Как заинтересовать малыша чтением
  1. Конечно же, с раннего возраста (буквально с рождения) читать крохе книги, показывать яркие картинки, беседовать по содержанию сказок и рассказов. Полюбив книгу, ребёнок сам захочет научиться её читать.

    Буквально с рождения крохе нужно постоянно читать книжки, демонстрируя при этом красочные картинки

  2. Сводить дошкольника в библиотеку. Пусть он полистает детские книги на полках, выберет понравившееся издание (конечно, читать его ещё будет мама).
  3. На прогулке всё время привлекать внимание карапуза к вывескам магазинов, красочным рекламным баннерам. Нужно говорить ему, что слова и буквы окружают нас повсюду, так здорово самому уметь их читать.

    На улице нужно постоянно привлекать внимание ребёнка к красочным вывескам, рекламным баннерам

  4. Личный пример взрослых. Малыш должен чаще видеть родителей с книгой, нежели с планшетом или у экрана телевизора. Очень полезны семейные чтения.
  5. Знакомить ребёнка с ровесниками или детьми постарше, которые уже умеют читать. Это может подстегнуть малыша.
  6. Повесить в детской комнате или в другом месте дома яркий плакат с алфавитом, который будет привлекать внимание ребёнка. Хороший вариант — интерактивное панно, где каждая буква озвучивается нажатием.

    Детей всегда привлекают интерактивные пособия — такой плакат поможет запомнить буквы

  7. Тему букв, алфавита нужно обыгрывать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании из подручных материалов. При этом следует развивать образное мышление ребёнка, например, показать ему, что буква «О» похожа на бублик, а «П» — на турник и т. д.
  8. Чаепитие с буквами. Будет здорово найти в магазине печенье в форме букв. Это лишний повод поговорить о них и даже составить слова. Кстати, такое печенье можно спечь дома самостоятельно. Как вариант можно поискать макароны в форме букв.

    Замечательная идея — купить или испечь печенье в виде букв русского алфавита

  9. Приобрести своему чаду магнитную азбуку. Пусть буквы он прикрепляет к холодильнику или на другую поверхность. Также можно поиграть в «магнитную рыбалку»: все буковки сложить в тазик и предлагать малышу достать нужный вариант. А когда он вытащит букву, взрослый проводит аналогию со словом: «Смотри, буква «Ж» так похожа на жука!».
  10. Дать ребёнку попечатать на клавиатуре компьютера, ноутбука, а затем распечатать его «письмо» (ведь дети так любят повторять действия взрослых).
  11. Приобрести домино или лото с алфавитом, в которые взрослые будут играть с малышом. Кстати, такие пособия родители могут сделать и самостоятельно.

    Можно приобрести домино, где буква соединяется с картинкой (И-индюк, Д-девочка, Л-лиса и т. д.) — это также стимулирует интерес к чтению

Как заинтересовать малыша чтением
Как заинтересовать малыша чтением

Видео: как мотивировать ребёнка к чтению

Как заинтересовать малыша чтением
Как заинтересовать малыша чтением

основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  5. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  6. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  7. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Вспомогательные упражнения

Чтобы маленькому ученику было легче справляться с освоением новой информации, родители могут регулярно играть с ним в такие игры:

  • «Загадки». Взрослый задает загадку, ответ на которую – короткое слово. Малыш должен отгадать слово, а затем сложить его из кубиков.
  • «Веселые сказки». Ребенку предоставляется несколько слов, разбитых по слогам. Он должен сначала их прочитать, а затем придумать небольшую сказку, с использованием всех произнесенных слов. В этом случае подойдут названия животных, различных видов транспорта, имена.
  • «Собери слово». Родители предлагают дошкольнику сложить из некоторого количества кубиков слова. Малыш должен быстро придумать из предоставленных кубиков как можно больше слов, и сложить их с помощью кубиков. Результаты игры оцениваются с учетом затраченного времени и количества сложенных слов.

Взрослым обязательно нужно хвалить маленького ученика за успехи. Но похвала должна быть в меру, чтобы у малыша оставалось стремление учиться еще лучше.

Современные школьные программы достаточно сложные, поэтому лучше, если ребенок пойдет в первый класс уже подготовленным. Важный навык, который ему пригодится – умение читать. Не обязательно нанимать репетитора, отправлять малыша на специальные занятия для подготовки к школе. Родители могут самостоятельно обучить ребенка чтению с нуля, воспользовавшись вышеперечисленными методиками.

Читайте в следующей статье: аутизм у детей

Особенные упражнения

Однако не стоит забывать, что скорость чтения напрямую зависит от умения ребенка концентрироваться, быстро ориентироваться в тексте, буквально «цепляться» взглядом за нужную строчку. Специальные упражнения помогут развить тот или иной навык (либо же избавиться от ненужных привычек).

Читайте также:  Игровая гимнастика для детей: что можно предложить малышу \ Что нужно знать родителям?

Расширяем поле зрения

Для этих целей подойдет:

Таблица Шульге. Представляет собой квадрат с красными и черными цифрами, которые напечатаны вразнобой. Ребенку необходимо максимально быстро выстроить всю цепочку от 1 до 25, выбрав один из цветов. Уже через несколько повторений школьник начнет видеть боковым зрением и сможет читать быстрее.

Клиновидная таблица. Довольно необычное упражнение, в котором ребенку необходимо концентрироваться на верхних цифрах и проговаривать все числа вслух.

Подавляем регрессию

Из-за регрессии скорость чтения очень сильно падает, т.к. взгляд постоянно возвращается на прочитанную только что строку. Избавиться от столь нежелательного эффекта удается за счет:

Использования указки. Для этих целей подойдет обычный карандаш, который будет двигаться только вперед – ребенок волей неволей будет следить за указателем и перестанет «отпрыгивать» назад.

Ежедневных «замеров». Чтобы мотивировать ребенка, нужно лишь каждый день высчитывать количество прочитанного текста. Стремясь улучшить свой результат, малыш будет стараться меньше повторять «пройденное».

Подавляем артикуляцию

жужжать в процессе чтения (очень шумная, но эффективная техника «Шмель»);

барабанить пальцами или ручкой по столу (темп при этом постепенно увеличивают);

читать под музыку (концентрируясь на понимании текста);

плотно сомкнуть губы и зажать рот ладошкой.

Задания для корректировки внимания и концентрации

Скорость осознанного чтения также зависит от внимания и умения концентрироваться. Развить эти навыки помогут следующие упражнения:

составление коротких слов из одного большого (например, «лес, тост, вред» из «представительство»);

поиск отличий в парных конструкциях (например, в «киса-лиса», «тон-ток» и прочих);

чтение текста, напечатанного разными шрифтами (это не должно отвлекать ребенка);

Читайте также:  Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

поиск перепутанных слов и возвращение их на законное место (например, во фразе «елочке маленькой зимой холодно»);

выделение главной мысли текста после прочтения (или спорных моментов);

чтение одним глазом (правым и левым попеременно);

отгадывание шарад и ребусов.

Развитие антиципации

У большинства взрослых этот навык развит довольно хорошо. Он проявляется в угадывании слова, исходя из смысла текста. Ребенку развить подобное умение поможет чтение текста: вверх тормашками (желательно сначала прочитать его в «нормальном» виде); закрытого по краям линейкой или бумагой (ребенок будет вынужден подставить слово, подходящее по смыслу); в котором закрыта верхняя часть строки (видна только половина буквы).

Тренировка памяти

Что касается памяти, то существует множество упражнений для ее тренировки. Причем можно задействовать любой понравившийся текст или случайные слова:

Визуальный диктант. Ребенок прочитывает текст целиком, после чего все фразы закрывают листом бумаги (остается лишь одно предложение). Школьнику предстоит за 10 секунд запомнить его и написать по памяти.

Цепочка. Ребенок прочитывает 3-5 слов, относящихся к одной теме (например, «дом, комната, кровать, сон»). После этого он должен воспроизвести их в нужном порядке устно и записать на листе бумаги. Со временем цепочку можно продлить до 10-12 слов.

Ремонт слов. Ребенку предстоит прочитать незнакомый для него текст, в котором есть слова с «потерянными» буквами. Ему необходимо понять их значение и заполнить пробелы.

Чтение в паре со взрослым

Не стоит забывать, что первокласснику бывает очень сложно привыкнуть к ежедневным занятиям. Поддержать его в этот момент – первостепенная задача родителей. Не заставляйте школьника читать в одиночестве, а составьте ему компанию. Так, в паре можно проработать следующие упражнения:

совместное чтение (взрослый читает вслух, ребенок – про себя);

эстафета (по аналогии с первым упражнением, но роли время от времени меняются);

хвостик (взрослый и ребенок читают один и тот же текст с отставанием в 3-4 слова – чужой голос сбивает с мысли и заставляет лучше концентрироваться на прочитанном).