Как можно и как нельзя наказывать ребенка?

Что делать, если подросток врет родителям? Как с этим бороться? Воспользуйтесь проверенными советами психологов и отучите чадо ото лжи.

Простые способы показать истинную любовь.

  • Постоянно делайте комплементы своему ребенку. Радуйтесь его успехам в музыке, хорошей отметке за знание компьютера и т. д.
  • Деликатно относитесь к чувствам подростка, помните имена друзей, музыкальные интересы и все, что он любит.
  • Делите с ребенком успехи и неудачи. Радуйтесь достижениям.
  • Принимайте его таким, какой он есть. Не пытайтесь сделать своего клона.
  • Уважайте его индивидуальность, даже если некоторые его решения вас не устраивают.
  • Ходите на спектакли с участием ребенка, на футбол, на выступление хора.
  • Серьезно относитесь к мыслям и чувствам ребенка, позволяйте ему давать вам советы. Он должен понимать, что реально оказывает влияние на вашу жизнь.
  • Говорите, что любите его. Независимо от того, ответит ли он вам этими же словами.

Отсутствие похвалы

Жалоба учителя: «У вашего ребенка плохо всё!».

Бывает, что плохое поведение на уроках связано с предвзятым отношением к вашему ребенку. Это легко проверить. Если вы просите преподавателя выделить положительные стороны сына или дочки, а он отказывает вам с формулировкой «да за что его хвалить», значит, у преподавателя неадекватная позиция. Если учитель спокойно называет преимущества вашего ребёнка, вы можете попросить его почаще хвалить его на занятиях. Но и в первом случае не стоит сразу бросать школу или менять класс. После пары месяцев вернитесь к разговору — если ничего не поменялось в отношении педагога к ребенку, несмотря на то, что вы постарались с ним сотрудничать, это — тревожный знак, особенно если это учитель начальной школы. В третьем-четвертом классе дети уже способны подумать «друзья у меня тут классные, подумаешь, не нравлюсь учителю, можно и потерпеть», первоклашки в этом плане совершенно беззащитны.

Читайте также:  Как подготовить ребёнка к детскому саду?

Негативное отношение значимого взрослого откладывает отпечаток на всю жизнь, до полной потери интереса к учебе или неврозов.

Ребёнок должен знать, что родители его любят вне зависимости от оценок или его поведения. Поддержите ребёнка, найдите его сильные стороны. И не нужно бояться менять школу, ведь токсичная среда может свести на нет все ваши усилия.

Четыре шага к решению проблемы

1. Дайте ребенку понять, что вы всегда на его стороне. Не ругайте, не действуйте сгоряча, успокойтесь и постарайтесь найти причину.

2. Поговорите с педагогом. Не настраивайтесь сразу против, постарайтесь услышать его точку зрения. Задавайте как можно больше вопросов, спросите мнение преподавателя, как лучше позаниматься с ребенком дома, как ему могут помочь в семье. Обязательно постарайтесь последовать советам, если они показались вам адекватными, а потом опять приходите обсудить результаты ваших действий. Пусть учитель станет вашим союзником.

3. Если с учителем не выходит конструктивного диалога, поговорите с директором. Попросите перевести ребенка в другой класс. Очень часто директоры жалуются, что родители боятся поднимать неприятные вопросы на всеобщее обсуждение, и неадекватное поведение учителя вскрывается гораздо позже, чем могло бы.

4. Поменяйте школу. Да, это неприятно, но в некоторых ситуациях просто необходимо. Этот стресс стоит того, чтобы учиться у преподавателя, с которым и у вас, и у вашего ребенка будут прекрасные отношения.

Есть контакт!

Школа – она не только про учебу в буквальном смысле. Там мы учимся, в том числе, устанавливать отношения с самыми разными людьми. Если вашему ребенку удастся наладить контакт со всеми преподавателями, это ему очень поможет после того, как прозвенит последний звонок. Не увольняться и не опускать руки при первых конфликтах с начальником или партнёрами — этот навык дорогого стоит. Помогите ему, в том числе показав на своём примере, что любую проблему можно решить.

— поделитесь с друзьями!Читать дальше

  • «Только не насилие!» Как Астрид Линдгрен изменила отношение к детям
  • 3 естественных недостатка дошкольников, которые не должны сбить нас с толку
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
Читайте также:  Как выбрать ортопедическую подушку для новорождённых и детей до года

Они игнорируют здоровые границы

В некоторых ситуациях у родителей может возникнуть необходимость немного контролировать ребенка, чтобы обезопасить его (если речь идет о зависимостях, например). Во всех остальных случаях каждый должен понимать границы другого. В семье, где есть токсичные родители, границы — это ругательное слово. Какие еще границы? Маме все можно! Токсичные родители не позволяют ребенку выстраивать границы в подростковом возрасте, когда это так важно, в том числе, для того, чтобы он мог выстраивать границы и со сверстниками, ни во взрослом возрасте. В детстве это чтение переписки и личного дневника ребенка, запрет на закрытые двери в комнате и вход в нее без стука, копание в личных вещах. Во взрослой жизни — это постоянные агрессивные попытки узнать что-то о вашей личной жизни, когда вы не хотите этим делиться, приезды в гости «сюрпризом» или в то время, когда вам неудобно, постоянные звонки и неадекватные реакции на ваше «нет» — таково поведение токсичных родителей, не знающих границ.

Как точно нельзя наказывать детей

Вопрос, нужно ли наказывать детей физически, никогда не должен возникать у родителей. Физическое наказание недопустимо ни при каких обстоятельствах. Ведь объективно это не наказание, а истязание ребенка.

Однозначное нет:

  1. Всем формам физического воздействия: удары ремнем, прутом, даже рукой, тягание за уши или волосы, резкое одергивание за руку, подзатыльники и т.д.;
  2. Изолированию. Нельзя закрывать ребенка в кладовке, в ванной, в туалете, даже в его комнате.
  3. Лишению еды. Это может показаться средневековым зверством, но некоторые родители и в наши дни используют голод как способ наказания.

Серьезные психологические наказания не помогут в воспитании ребенка, но могут нанести тяжелую травму детской психике.

Как точно нельзя наказывать детей

Чего никогда нельзя делать, чтобы не навредить психическому здоровью любимого чада:

    1. Заставлять делать то, чего он очень боится. Например, засовывать руки в паутину, сидеть в закрытом темном помещении, смотреть вниз с балкона (ребенка, который очень боится высоты). Все это реальные случаи, о которых мне рассказывали на консультации клиенты. Чувство страха вытесняет из сознания ребенка все другие мысли и чувства. В таком состоянии он просто не способен проанализировать поступок, за который наказан, и сделать выводы.
    2. Лишать ребенка общения с очень близкими людьми. И снова пример из практики: моей клиентке Наталье в детстве за любой проступок запрещали общаться с бабушкой, с которой она была очень близка. Чтобы усугубить её переживания, мама в дополнение рассказывала, как бабушка волнуется, как ей плохо — «и всё из-за непослушной внучки». Для девочки это был сильнейший стресс, в подростковом вылившийся в глубокую депрессию.
    3. Заставлять выполнять неприятную работу или смотреть на вещи, вызывающие сильное душевное потрясение. Две истории моих клиентов, услышав которые я долго не могла прийти в себя.
Читайте также:  Принципы воспитания детей разных возрастов

Варвара: в детстве за проступки отец наказывал её, заставляя смотреть, как он избивает её любимую собаку. Однажды во время такой экзекуции он сломал животному лапу и обвинил в этом Варю. Марина: когда, будучи ребенком лет 7-8, она «расстраивала маму», та на следующий день брала её с собой на работу в дом престарелых и заставляла выносить «утки» из-под больных лежачих стариков. Для Марины это было худшее из возможных наказаний.

В обоих случаях «воспитательные меры» действительно имели эффект, правда, совсем не тот, который должен быть у конструктивного наказания. У Варвары сформировался огромный комплекс вины, который буквально превратил её жизнь в бесконечную «отработку кармы». Марина, насмотревшись на немощных стариков, «обзавелась» геронтофилией — патологическим страхом старости. На этой почве к 35 годам у женщины было 3 попытки суицида.