Как быстро и правильно научить ребенка читать: 11 эффективных советов

В современном мире принято считать, что раннее развитие ребенка – это необходимо и престижно. Потому, разбираясь с вопросом, со скольких лет учить ребенка читать, некоторые родители придерживаются мнения, что нужно начинать как можно раньше. Таким образом, удается намного лучше подготовить малыша к школе, адаптировать его к сложной учебной программе.

«ЗА» раннее обучение чтению

  • В период до трех лет дети развиваются значительно интенсивнее, чем во все последующие годы. Кроха любознателен, он воспринимает любую информацию позитивно и с интересом. Каждое новое знание для него — не рутина, а удивительное открытие.
  • Раннее обучение чтению способствует развитию восприятия, внимания и памяти малыша, расширяет его кругозор.
  • Чем раньше ребенок справится с «техническими» сложностями чтения, тем быстрее он начнет читать не рады похвалы и одобрения близких, а для собственного удовольствия. Что может быть лучше?
  • Раннее детство — лучшее время для того, чтобы сформировать у малыша правильные навыки и привычки. Чтение книг определенно полезнее компьютерных игр и длительного просмотра мультфильмов.
  • Чтение развивает фантазию и воображение детей.
  • Читающему ребенку будет легче адаптироваться к школьным занятиям, он точно не попадет в число отстающих. Такие детки получают положительную оценку учителей, что помогает им чувствовать себя на уроках уверенно.

После трех уже поздно?

«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?

А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и : «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».

Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.

Читайте также:  Курение при грудном вскармливании

Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.

Признаки готовности к обучению чтению

Оптимальным возрастом начала обучения чтению считается 5-6 лет. При занятиях в более раннем возрасте идет серьезная умственная нагрузка на ребенка, которая может его переутомить. С двух лет у него более активно развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за фантазию и творческие задатки. В 5 лет происходят изменения в работе левого полушария мозга, оно начинает интенсивнее развиваться. Так как левое полушарие отвечает за логику и аналитические способности, восприятие символов становится проще. Занятия чтением требуют усидчивости, терпения и самодисциплины. Существует несколько признаков, по которым можно определить готовность ребенка к началу обучения чтению:

— Ребенок владеет понятной устной речью;

-В речи использует сложные предложения и обладает широким словарным запасом;

— Ребенок может логически и последовательно пересказать текст;

— Хорошее произношение звуков;

-Временная и пространственная ориентация.

Обучаясь чтению, ребенок должен обладать достаточным уровнем концентрации, уметь выражать свои мысли и желания. Его устная речь должна быть ясной и структурированной, состоять из логически связанных предложений, а не из отдельных фраз. Ребенок должен различать верх-низ, лево-право, чтобы он мог ориентироваться на страницах книги. Большое значение имеет развитие памяти и воображения ребенка, так как в процессе обучения текст нужно не только читать, но и запоминать основные события, давать краткие характеристики.

Если ребенок уже обладает всеми необходимыми навыками, то можно начинать занятия. Для этого нужно выбрать методику, по которой будет вестись обучение. Рассмотрим их более подробно.

правил эффективного обучения чтению

Существует ли быстрый способ обучения чтению? Вопрос спорный. Все зависит от такого, насколько хорошо ребенок усваивает информацию. Но все же можно определить порядок правил, с помощью которых обучение пройдет эффективнее.

  1. Ребенка нельзя заставить – его нужно заинтересовать. Если вы попытаетесь заставить малыша обучаться чтению, вы получите абсолютно противоположный результат. Насильно привить любовь к литературе невозможно, а вот вызвать интерес вполне реально. Для этого можно пойти на такие хитрости: больше читайте ребенку интересные книги, раскладывайте их по дому, читайте сами в присутствии детей. Поскольку малыши всегда хотят быть похожими на своих родителей, ваш ребенок обязательно захочет, чтоб вы научили его читать тоже.
  2. Рациональней обучить сначала звуки, и лишь потом – буквы. Ребенок дошкольного возраста плохо понимает, чем отличаются звуки от букв и тем более для них непонятно то, что, например, звук «К» и буква «КА» — это одно и то же. Чтобы окончательно ребенок не запутался, сначала его обучают звукам.
  3. Слог в приоритете. Обучая малыша чтению, старайтесь научить его читать сразу слоги или целое слово – они усваиваются легче, чем отдельные буквы. Просите, чтобы ребенок в слове показал конкретную букву, из отдельных слогов составлял слова.
  4. «Повторенье – мать ученья». Эта поговорка актуальна всегда. К чтению она тоже имеет самое прямое отношение: всегда повторяйте пройденный материал. Так он запомнится лучше. Но так как любой ребенок против подобных проверок, будьте хитрее – проверяйте знания в игровой форме.
  5. Всегда начинайте с простого материала, постепенно усложняя его (сначала нужно научить выговаривать звуки, а затем читать слоги и слова).
  6. Начинайте с простых слов: сначала читайте слова с одинаковыми слогами (ма-ма, ба-ба), далее – слова по форме «слог+буква» (ма-к, ро-т, пе-с), знакомьте с простыми предложениями (мама мыла раму), а вот буквы «й», «ь» и «ъ» оставьте напоследок.
  7. Быстрый способ обучиться чтению – учиться везде, даже во время прогулки (можно читать рекламные щиты или искать на них знакомые буквы) или поездки.
  8. Играйте в игры, где необходимо знание букв, звуков и слогов.
  9. Чтобы научить ребенка читать, его нужно заинтересовать. Расскажите, зачем нужно уметь читать, мотивируйте кроху.
  10. Читайте с дошкольником вслух. Малыш должен слышать то, что он читает. Чтобы выработать у дошкольника быстрый темп чтения, пусть читает вслух на время. Для мотивации за каждый новый успех преподносите своему чаду небольшое поощрение.
  11. Регулярность занятий. Старайтесь ежедневно, хоть понемногу, читать с ребенком, даже если он уже отлично освоил этот навык.

Главное – относитесь к ребенку с пониманием и терпением. Будьте доброжелательны, улыбчивы, в меру настойчивы. Не стоит кричать и срываться на крохе, если у него что-то не получается. Лучше отвлекитесь от занятия, займите кроху интересной физкультминуткой. После короткого отдыха можно повторить попытку освоить сложный материал.

Приступать к занятиям нужно в хорошем расположении духа, причем это касается как настроения взрослого, так и настроения малыша. Такие уроки не дадут желаемого результата, к тому же негативно отразятся на дальнейшем развитии крохи. Помните, что процесс обучения чтению – сложный и многогранный. Быстро усвоить все нюансы техники невозможно. Поэтому не торопите свое чадо – у каждого малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Как научить ребенка читать с пособием Зайцева

Я решила провести занятие-ознакомление с пособиями Зайцева. На нем присутствовали родители. Это помогает войти в методику, заинтересовывает детей: кубики можно потрогать, услышать звучание, сравнить по цвету и размеру. Дети задают вопросы, умственная деятельность активизируется.

В свою очередь и родители заинтересовываются, разбираются сами и помогают детям выполнять игровые упражнения.

Педагог — ведущий, родители — помощники, дети — зрители и участники. Все вместе с педагогом поют вертикальные столбцы слоговой таблицы.

Следующий этап — печатание и проговаривание вслух: “Добрый день! Меня зовут Вера Андреевна”. Каждый ребенок по очереди с помощью педагога печатает свое имя, потом пишет его на листке с помощью родителей. Дети на занятии активны, ждут следующих заданий, чтобы показать себя. Доброжелательность и спокойный тон укрепляют веру в свои силы.

Проблемой современного образования является потеря интереса к учебе. Задача педагога в том, чтобы не допускать этого, находить пути и методы поддержания у воспитанников стремления учиться. В этом большую роль играет методика

Читайте также:  Домашнее обучение в школе, что это такое и каковы законные основания

В чем польза чтения книг вообще

  • Чтение развивает внимание, память, учит слушать и слышать — умение очень важное в мире, где коммуникации приобретают решающую роль.
  • Существуют клинические данные снижения гиперактивности от регулярного чтения. Дети, которым регулярно читали от рождения до трех лет, через полтора года показывали результаты самых низких показателей поведенческих проблем. Эти дети обладали более устойчивым вниманием.
  • Английские нейропсихологи выявили связь между чтением и общим расслаблением. Они утверждают, что даже 6 минут погружения в текст понижает уровень стресса на две трети.
  • Чтение снижает частоту сердечных сокращений, расслабляет мышцы. Такого эффекта не дают прогулки, музыка или чашка чая. Хороший способ снять лишнее напряжение ребенка, обеспечить спокойный переход ко сну.
  • Секрет релаксации в том, что книга включает механизмы творчества, погружает в выдуманный мир писателя, стирая внешние раздражители. Это состояние измененного сознания. Чтение не просто учит новым словам, учит слышать, запоминать, структурировать новые миры. Чтение формирует эмоции, расслабляет, дает уверенность.

Регулярное чтение способствует снижению гиперактивности у детей

Так, может, стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми?

к оглавлению ↑

Как выбрать правильную методику обучения чтению

Как правильно учить ребенка читать? Какие методики считаются самыми эффективными?

Для достижения максимальных результатов выделяют несколько проверенных и «рабочих» методик:

  1. Азбука, в которой для каждой буквы имеется определенная картинка. Детям нравятся яркие изображения, что позволяет им с легкостью визуализировать новую информацию и намного быстрее ее запомнить. Однако не стоит слишком увлекаться картинками, иначе малыш «привязывается» к образу конкретной буквы, забывая о том, как она выглядит на самом деле.
  2. Букварь – классика всех времен и поколений. Несмотря на изменения в оформлении современных букварей, их принцип остался неизменным – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Нужно выбирать буквари, где изучение букв и слогов идет параллельно – для моментального укрепления пройденного материала.
  3. Кубики Зайцева. Педагог из Санкт-Петербурга Н.А Зайцев создал кубики со складами – это отличное решение для обучения детей в игровой форме.

Каждый родитель вправе самостоятельно составлять программу для обучения чтению своего ребенка. Необходимо учитывать особенности его поведения и интересы, чтобы каждое занятие было увлекательным и продуктивным.