Гиперактивный ребенок, что делать родителям – 6 советов психолога

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок».

Гиперактивность: что это?

Еще в 60-х годах прошлого века гиперактивность считали патологическим состоянием, а объяснялось это незначительными расстройствами функций мозга. Но многочисленные исследования, которые проводились более 20 лет, показали, что чрезмерная активность – это самостоятельное заболевание, которое обуславливается нарушениями работы центральной нервной системы.

А также исследования показали, что гиперактивность практически во всех случаях сопровождается синдромом дефицита внимания. Так у данного заболевания появилось свое название – СДВГ, то есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?

Головной мозг такого ребенка очень трудно воспринимает информацию – как внешнюю, так и внутреннюю. Такие детки не могут долго концентрировать свое внимание на одном предмете и отличаются от здоровых детей неусидчивостью, невнимательностью, импульсивностью, а также неумением контролировать свои движения. Если вовремя не начать лечение, то есть большая вероятность того, что гиперактивному ребенку будет очень сложно адаптироваться в обществе, а также у него могут возникнуть проблемы с учебой.

Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?

Неусидчивость, невнимательность, постоянные капризы и попытки привлечь к себе внимание — симптомы СДВГ

Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?
Гиперактивность: что это?

Причины развития заболевания

Первопричины проявления гиперактивности возникают на фоне многих факторов.

Нарушения психики:

  • гиперактивное расстройство – проявляется умственной отсталостью и пугающими других стереотипными движениями (бьется головой о стену, раскачивается в стороны);
  • гиперкинетический синдром – отмечается нарушение активности в виде проявления повторяющихся непроизвольных тиков, подергивания мышц, отсутствие нормальной концентрации внимания.

Отклонения, вызванные неблагоприятным воздействием в перинатальном периоде:

  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • заражение новорожденного инфекциями;
  • дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения;
  • высокое артериальное давление при беременности у матери;
  • сильный, иногда невыносимый токсикоз у беременной;
  • асфиксия плода;
  • вскармливание искусственным питанием.

Отклонения, возникшие по иным причинам:

Причины развития заболевания
  • отравление свинцом;
  • нехватка любви, родительского тепла, внимания;
  • особенности проявления индивидуальности характера;
  • наследственность от одного из родителей;
  • неправильное питание.

Примечание. Дабы правильно установить диагноз и исключить плачевные прогнозы, стоит отыскать истинную первопричину проявления такого поведения малыша. Пересмотрите степень своей занятости, распланируйте рабочую неделю рационально, выделите несколько часов для времяпровождения со своим чадом. Ни одна бабушка или няня не заменит детям их маму и папу.

Если же гиперактивность у детей проявляется на фоне психоневрологических отклонений, стоит обратиться к нужным специалистам, которые вовремя помогут скорректировать неправильное поведение пациента. Коррекция может достигаться за счет фармакологических методов лечения, главное правило успешной терапии – распознать отклонение вовремя.

Читайте также:  О чем нужно знать начинающим родителям. 5 важных правил

Важно. Добиться полного выздоровления даже с современной медициной пока еще невозможно, но улучшить состояние ребенка все же получится.

Как помочь гиперактивному малышу

Помощь родителей гиперактивному малышу. Советы доктора Комаровского:

  1. Забудьте о таких воспитательных мерах, как повышенный тон, ругань, крики и критика за проступки, таким образом, вы только ухудшите отношения со своим ребенком. Помните, что он не виноват и не способен управлять своим состоянием.
  2. Больше общайтесь, не бойтесь проявить нежные чувства. Говорите о своей любви, такие слова лишними не бывают.
  3. Хвалите ребенка, особенно когда он доводит начатое дело до конца. Поверьте, ему это дается нелегко.
  4. Соблюдайте четкий режим дня, и сами показывайте пример. С самого рождения определите ребенку время приема пищи, прогулок, игр, отхода ко сну. Обратите внимание: если малыш не голоден, нет необходимости заставлять его есть во что бы то ни стало.
  5. Разрешайте активные игры, возможно даже агрессивные, предварительно пояснив, что бить ногами можно только по земле, а не сестричку, уличных котов и растения.
  6. Сделайте важным не только победу, но и участие.
  7. Полезны пальчиковые игры, совместное собирание пазлов, лепка, рисование. Не оставляйте свое чадо играться наедине с собой, принимайте участие.
  8. Благотворно влияют на нервную систему занятия спортом – борьбой, плаванием, танцами.
  9. Психологи советуют использовать «жетонную» систему, когда родители в качестве поощрения дают ребенку жетон, который впоследствии можно обменять на что-то более значимое.
  10. Приучайте страдающего синдромом СДВГ приниматься только за одно дело, не давайте несколько указаний.
  11. Не следуйте крайностям – не будьте слишком мягкими или излишне строгими и требовательными.
  12. Хорошо, если у школьника есть возможность выполнять домашние задания в тихом и спокойном месте, а лучше в собственной комнате. Разрешайте ему делать перерыв-пятиминутку каждые 15-20 минут.
  13. Посоветуйтесь с психологом и невропатологом.

Рекомендации для учителей:

  1. Не помешает посадить школьника за первую парту, так у него будет меньше факторов отвлечься от учебного процесса.
  2. Чтобы нивелировать активность на нет, время от времени предлагайте ребенку вытереть доску или помочь переставить горшки с цветами на подоконнике.
  3. В младших классах организуйте пальчиковые игры посреди урока.
  4. Пусть соседом по парте будет спокойный учащийся, иначе в классе станет слишком «весело».
  5. Постарайтесь не ограничивать такого ребенка во времени. Гиперактивные дети живут сегодняшним моментом и надеются на получение результата в самом недалеком будущем. Поэтому для того чтобы заинтересовать малыша учебой, не затягивайте с выставлением отметки или хотя бы с поощрением.
  6. Разделите одно большое задание на несколько маленьких, чтобы школьник мог усвоить материал дробными частями.
Читайте также:  25 знаменитых женщин, у которых нет детей

Причины гиперактивности на сегодняшний день так и не выявлены, но уже можно утверждать, что это – своеобразная патология детской психики.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение агрессивности, формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

Читайте также:  Как отменить или изменить порядок общения ребенка с бывшим супругом

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Гиперактивный ребенок видео

Доктор Комаровский советует находить подход к гиперактивным малышам, хвалить их за то, что больше всего у них получается.

Психолог Вероника Степанова рекомендует использовать систему поощрения в виде жетонов, которые можно сделать самим, вырезав из бумаги. За хорошее поведение и успехи выдавайте малышу жетончик. Когда кроха накопит определенное их количество – вознаградите его подарком.

У гиперактивных ребят слабо развита мелкая моторика. Для ее улучшения используйте игры с мелкими деталями.

Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы осуществлять родительский контроль за гиперактивным ребёнком, не сильно внедряясь в его границы. С его помощь вы всегда сможете:

Как «Где мои дети» помогает при детской гиперактивности
  • контролировать перемещения своего ребёнка и его маршрут (особенно это актуально для школьников);
  • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал – может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
  • прослушать звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, прослушивание может быть крайне полезно;
  • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
  • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
  • проследить статистику использования мобильных приложений;
  • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.