Если у ребенка аутизм: инструкция для родителей

Особенный ребенок — это ребенок с потребностями, связанными с ограниченными возможностями его здоровья. Он нуждается в обеспечении определенных условий для жизни и развития.

Принцип научности

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.

Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Принцип научности

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и  правильного представления  о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Что дает коррекционная школа по сравнению с обычной?

В коррекционных школах и детских садах (а также и в коррекционных классах и группах в обычных заведениях) для особых ребят созданы условия, помогающие им найти свое место в жизни, несмотря на определенные проблемы со здоровьем:

  • Обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек).
  • Все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми.
  • Обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний: например, в коррекционных школах не изучаются производные, но изучается «швейное дело», чтобы девочки-выпускницы таких школ имели профессию и могли полноценно жить.
  • Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.

Иногда школы, боясь потерять учеников, выставляют им удовлетворительные оценки, что означает, что ребенок справляется со школьной программой, успевает. Для обязательного направления на ПМПК школе нужно, чтобы у ребенка было хотя бы 2-3 «двойки» в четверти, и в то же время школы не заинтересованы в низких показателях успеваемости.

Коррекционное обучение может осуществляться в школах, имеющих специальную лицензию, учебную программу и в штате которых есть педагоги, обученные работе с особыми детьми. То есть в обычной общеобразовательной школе могут быть коррекционные классы или индивидуальное обучение детей по коррекционной программе, но больше условий для полноценной работы создано в специальных учреждениях.

С другой стороны, отдавать ребенка в коррекционную школу не всегда оправдано, если ребенок комфортно учится и успевает в обычной.

«Да уж, как нас психолог из обычной школы отговаривала, уж так старалась: «Он у вас не потянет, он у вас замкнется, вы потеряете все, чего вы добились, да вы меня послушайте, да у меня опыт…» А он руку тянет на каждом уроке, его учительница постоянно хвалит. Он так раскрылся, я сама своего ребёнка не узнаю», — говорит Ирина, мама.

Информация

1. Искать достоверную актуальную информацию. Сегодня многие люди ищут ее в интернете, но очень важно правильно ориентироваться в этом потоке. Самое главное, родителям нужно понимать: на сегодняшний день не существует медикаментозного способа излечения аутизма. Но это не значит, что ребенку нельзя помочь.

Есть современные методы с доказанной эффективностью, которые позволяют развивать коммуникацию, речь, осваивать социальные и академические навыки, учиться играть и общаться со сверстниками. Наиболее эффективен поведенческий подход: его с успехом применяют в разных странах, в том числе и в России, и он дает очень хорошие результаты.

2. Не доверять шарлатанам. К сожалению, все еще легко найти центры, которые обещают «вылечить» аутизм. Там предлагают сомнительные методы вроде уколов и лечения током, которые не имеют научно доказанной эффективности. «Уникальные авторские методики» также должны вызывать у родителей скептицизм.

Подобные неадекватные программы помощи — это в лучшем случае просто потраченные вами деньги. Но иногда они могут быть очень болезненными для ребенка. Кроме того, это потеря времени. Для помощи детям с РАС важно раннее вмешательство — речь идет о возрасте 2-3 лет. Именно тогда необходимо включаться в программы, которые помогают детям адаптироваться и приобрести необходимые навыки.

Доверяя ребенка специалисту, проверяйте его компетентность. Стоит также обратить внимание на то, может ли он доступным языком рассказать, что и зачем делает на занятиях.

3. Правильно подавать информацию, сообщая о диагнозе родным и близким. Раньше это произойдет или позже, но в какой-то момент вам придется рассказать членам семьи, соседям и друзьям о том, что у вашего ребенка РАС. Многие родители пытаются это скрывать, потому что боятся неадекватной реакции со стороны окружающих. Но такая реакция обычно связана с тем, что люди очень мало знают об аутизме и особенностях развития. Сообщая о диагнозе своего ребенка, дайте близким возможность узнать, что это такое. Это поможет преодолеть многие барьеры в общении.

Читайте также:  Как привить детям любовь к чтению? 11 идей

4. Не скрывать от ребенка его диагноз. Это очень важно обсудить до того, как ваш сын или дочь пойдут в школу, где диагноз будет тем или иным образом влиять на учебную программу. Взрослые люди с аутизмом говорят, что для них было очень важным узнать, что именно с ними, и получить достоверную информацию об аутизме. Это позволяет им думать о себе лучше, не рассматривать себя как неудачника или невоспитанного человека, яснее понимать себя и свои особенности, адаптироваться к трудностям. Рассказав ребенку о его диагнозе, вы проявляете уважение к нему.

Способы и условия приобретения знаний

Существует три способа, посредством которых ребенок приобретает знания. Это:

  • наблюдение,
  • исследование,
  • общение с мамой.

Первое условие для того, чтобы реализовать эти способы, — должно быть:

  • что наблюдать,
  • что исследовать,
  • с кем и на какие темы общаться.

Если эти условия не выполняются, например, ребенок все время лежит один в полутемной и тихой комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске, то о каких знаниях можно говорить?

Для приобретения знаний очень полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к тому, что каждому из них показалось интересным. Мама комментирует наблюдаемое и высказывает к нему свое отношение. Для совместного наблюдения надо, чтобы мама и ребенок видели друг друга. Это удобно, если мама держит ребенка на руках или сидит рядом с ним.

Когда ребенок начинает ползать или ходить, его возможности знакомиться с окружающим резко расширяются. И это ускоряет его интеллектуальное развитие.

Исследование предметов осуществляется ребенком на примере игрушек. Надо помнить, что игрушки выполняют роль учебных пособий. Именно с этой точки зрения их надо оценивать.

Считается, что вначале игрушки нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений, разнообразием цветов, запахов, звуков, материалов, температур и т.д. Это период так называемой стимуляции.

Позже игрушки используются для формирования первых понятий, для демонстрации того, что разные предметы служат для разных целей, но есть группы предметов, выполняющих одну и ту же функцию. При этом предметы, входящие в одну группу, в чем-то друг с другом схожи. Например, у всех машин есть колеса.

Некоторые игрушки, такие как мячик, являются инструментами для исследования внешнего мира. Но тут на первом году ребенку нужна помощь мамы. Ребенок с интересом роняет или бросает мячик, но он обычно еще не может его поднять.

Вторым необходимым условием осуществления наблюдения, исследования и общения с мамой является способность ребенка к этим формам поведения.

Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка от рождения. Однако вначале она очень несовершенна и принципиально улучшается в первые месяцы жизни.

Это обусловлено тем, что сама система, ответственная за эти функции, усложняется и расширяется. В нее включаются новые отделы мозга. Для отладки этой системы необходима тренировка. Нужно стимулировать поведение по слежению за объектами и по их рассматриванию. Считается, что это особенно необходимо для детей, у которых, в силу мозговых нарушений, ослаблено внимание и понижена активность.

Исследование предметов маленьким ребенком включает целый набор различных действий. Значительная часть этих действий осуществляется руками под контролем зрения. Здесь действуют программы, известные как программы «глаз — рука».

Так, в возрасте двух-трех месяцев ребенок очень интересуется своими руками. Он двигает пальцами и внимательно наблюдает за этими движениями. Создается впечатление, что он пытается выяснить, к какому эффекту и к какой конфигурации кисти (степени ее раскрытости и т.д.) приводит то или иное движение. Примерно с пятимесячного возраста движения хватания состоят из двух элементов. Первый из них — это движение всей руки в сторону предмета. (Этот элемент, хотя и осуществляемый с низкой точностью, есть и у новорожденных). Второй элемент осуществляется при приближении кисти руки к предмету. Кисть поворачивается нужным образом и раскрывается в соответствии с величиной и формой предмета. Сжимание пальцев происходит, когда ладонь уже коснется предмета. Этого второго элемента нет в хватательных движениях новорожденного.

Практики раннего вмешательства считают, что изучение ребенком собственных рук действительно нужно для его дальнейшего развития. И его следует стимулировать. Это значит, что ребенок не должен быть спеленут, и кисти рук у него должны быть свободны.

Рекомендуется, естественно, стимулировать и весь комплекс исследовательских действий, полностью сформированный уже во втором полугодии. В этом возрасте ребенок не только тянет игрушку в рот, но и ощупывает ее, трясет, внимательно рассматривает, бьет игрушкой по кровати или по полу.

И наблюдение за объектами, и их исследование осуществляются ребенком только в том случае, если эти объекты для него интересны. Интересно все новое, яркое, необычное. Ребенка особенно привлекает ситуация, когда его действия вызывают эффект. Таким эффектом может быть появление звука (начинает звонить звонок или колокольчик), или зажигание света, или открывание крышки коробки и появление игрушки и т.д.

Читайте также:  Как избавить ребенка от компьютерной зависимости

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Раннее развитие ребенка дома: важных советов эксперта

Специалисты уверены, что раннее развитие играет очень важную роль в воспитании ребенка и его будущей жизни.

Каждому человеку 1 раз в жизни дается период, когда все знания и навыки даются совершенно легко и быстро, когда можно заложить любовь к процессу обучения и познания мира, к спорту. Этот возраст от 0-6 лет.

Именно в этот период времени активно формируются нейронные связи мозга. Активно развиваются все органы чувств, благодаря которым ребенку будет проще обучаться в школе. Важно помнить, что успешное и легкое обучение, которое приносит удовольствие и радость, возможно только при хорошем фундаменте, заложенном в первые 6 лет жизни.

  • О раннем развитии
  • Нужно активно тренировать ребенка с рождения (для этого существуют специальные упражнения), чтобы дальнейший процесс обучения был легким и приятным, а родители не мучились с вопросами плохой успеваемости в школе, нежеланием учиться, проблемами с поведением, здоровьем и так далее.
  • Чтобы ребенок развивался гармонично, важно не упускать ни одно из 5 основных направлениях всестороннего развития: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовно-нравственное.

Немаловажным моментом является и отработка базовых рефлексов. Если этого не сделать вовремя, следуют такие последствия, как:

  • проблемы с вниманием и концентрацией;
  • проблемы с организацией;
  • плохая координация тела;
  • трудности с чтением;
  • неряшливость при приёме пищи;
  • неуклюжесть;
  • медлительность при выполнении заданий;
  • сложность при письме, неграмотность, плохой почерк;
  • нарушение мелкой моторики;
  • плохо развитая речь;
  • укачивание в транспорте;
  • проблемы с поведением (агрессия или стеснение, импульсивность);
  • плохая осанка, скалиоз;
  • малый запас физических сил, бодрости;
  • неумение справляться с паническими реакциями и фобиями;
  • неумение контролировать свои реакции в стрессовых ситуациях;
  • неумение оказать себе и другим поддержку и помощь.

Что нужно успеть в раннем возрасте

Раннее развитие ребенка поможет достичь следующих результатов:

  • развить вестибулярный аппарат, мозжечек, все органы чувств, координацию;
  • сформировать нейронные связи мозга;
  • сформировать мотивацию к обучению и познанию мира;
  • привить любовь к спорту;
  • заложить фундамент для здоровья;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • выработать умение концентрироваться;
  • выработать самостоятельность;
  • развить коммуникабельность.

Чтобы развивать маленького ребенка, действуй в трех направлениях.

Развитие подвижности

Как можно чаще выкладывай новорожденного на животик (на ровную и твердую поверхность). Это укрепляет его мышцы спины, шеи, ручек и ножек, стимулирует ребенка поднимать головку. Готовит ребенка к следующему уровню развития – ползанью. Помогает перейти к осознанным движениям. Кроме того, это отличная профилактика коликам.

Как можно меньше держи ребенка в местах, ограничивающие подвижность: коляски, манежи, мягкие кровати.

Не закутывай малыша и не одевай на него много одежды. Это затрудняет его движение и затормаживает процесс развития.

Развитие мануальных навыков

Эти тренировки развивают внимание, воображение, мышление, все виды памяти, наблюдательность, речь, способности к изучению иностранных языков, улучшает координацию, улучшает снабжение мозга кислородом за счет увеличения объема грудной клетки ребенка, способствует созреванию мозга и достижению следующей стадии развития, ускоряет психофизическое развитие малыша, закладывает активную жизненную позицию.

Положи малыша на спину, подставите 2 своих больших пальца под его ладошки, остальной частью руки придерживайте ручки.

Как только он ухватится – медленно начинайте приподнимать (под спинку подложите подушку или что-то мягкое и обязательно страхуй его пальцы своей рукой, на случай, если он отпустит ручку). Через несколько секунд опусти. Делайте это упражнение от 10 раз в день.

Читайте также:  Аптечка для новорожденного: что в ней должно быть?

Мы просили бабушек и дедушек, чтобы они выполняли это упражнение с внуками, когда приходят в гости. Таким образом они эффективно проводили с ними время и дети развивались.

Развитие баланса и вестибулярного аппарата (который находится рядом со всеми чувствами человека (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние).

Когда мы развиваем вестибулярный аппарат, автоматически развиваются все остальные органы чувств.

Он отвечает за: походку, легкость движения, координацию тела в пространстве, способности к разным видам спорта и физической деятельности и т.д. Активно развивается с 6-14 месяцев.

Развитие мозга в первые месяцы жизни резко ускоряется, если подвергнуть ребенка мягкой вестибулярной стимуляции, которая весьма приятна новорожденным.

Существует 15 основных упражнений на развитие баланса у новорожденных. Начать можно с легкого кружения вокруг своей оси с новорожденным на руках, качания в гамачке, танцев мамы с малышом на руках, плавных и медленных движений вниз и вверх, катаний на мате (или большой подушке) вперед-назад и влево вправо.

Раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Предлагаем вашему вниманию две аннотации на статьи, посвящённые исследованиям в области раннего академического образования и его влиянию на дальнейшее развитие ребёнка.

Раннее академическое обучение приносит вред в долговременной перспективе

В своей новой статье американский психолог эволюции и развития Питер Грей анализирует данные долгосрочных исследований влияния раннего обучения академическим дисциплинам на развитие детей.

По данным этих исследований, дети, которые с возраста 4-5 лет обучались чтению, письму и счёту, вместо спонтанной игры, к подростковому и взрослому возрасту показывали гораздо более низкие результаты не только по академическим знаниям, но и в эмоциональной и социальной сфере.

В одном широко-масштабном исследовании раннего обучения 1970 годов в Германии, выпускники 50 детских садов с ранним академическим обучением сравнивались с выпускниками 50 детских садов, где главный упор был на свободную игру и социальное взаимодействие.

Несмотря на начальное небольшое превосходство по тестам учеников первой группы, к четвертому классу они показывали значительно худшие результаты, чем те дети, которые в садике проводили время в играх и общении. Особенно значительный разрыв был в математике и чтении, а также в эмоциональных и социальных навыках.

Вследствие полученных данных руководство немецкого образования изменило программу таким образом, чтобы дети могли проводить время в играх вместо обучения во всех детских садах.

Другое долгосрочное исследование проводилось среди американских детей, рожденных в бедных семьях и результаты были похожими на немецкие. В возрасте 15 лет среди детей с “академическим” обучением было в два раза больше поведенческих проблем, а в возрасте 23 лет 39 % процентов из них совершили преступление, в то время как в другой группе только 13,5 %.

Питер Грей предполагает, что причина подобных результатов может быть в том, что раннее ориентирование ребёнка на успех и достижения приводит к стремлению конкурировать и асоциальному поведению, в то время как из свободной игры дети получают навыки взаимодействия друг с другом, мирного решения конфликтов и сотрудничества.

Источник

Оригинал статьи

Каким образом раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

Академические навыки лучше всего прививаются, когда есть желание и необходимость их приобретать.

В своей предыдущей статье Питер Грей проанализировал различные исследования, посвященные раннему академическому обучению детей и сделал вывод, что такое обучение приносит вред в длительной перспективе. В своей новой статье он объясняет почему это происходит.

Существует разница между академическим и интеллектуальным развитием и причины, почему последнее должно опережать первое. Академические навыки – это общие, проверенные методы организации, манипуляции определенными категориями знаний, для того, чтобы достигнуть нужного результата.

Раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие

К примеру, чтение – это академический навык, который включает в себя знание букв алфавита, чтение слов вслух, основанное на принадлежности каждого звука к определенной букве. Академические навыки изучаются в школе при помощи демонстрации, запоминания и повторения, а затем тестируются.

Интеллектуальные навыки, в свою очередь, имеют дело со способностью человека рассуждать, понимать, исследовать и в целом воспринимать окружающий его мир. От природы каждый ребёнок – это интеллектуальное существо, полное любознательности и стремления понять своё физическое и социальное окружение.

Каждый ребёнок рождён с этими навыками и углубляет и развивает их посредством наблюдения, игры и задавая вопросы. Научить этим интеллектуальным навыкам невозможно, потому что каждый ребёнок развивает их сам, своим собственным образом через самостоятельно сынициированную деятельность.

Взрослые могут повлиять на это развитие через среду, которую они предоставляют ребёнку.

Если ребёнок растёт в среде, где все умеют читать и считать, где ребёнку часто читают и он видит как другие люди читают или пользуются измерительными приборами в практических целях, то ребёнок рано или поздно сам начнёт читать и считать, когда он к этому будет готов и с минимальной помощью со стороны взрослых.

Питер Грей говорит о том, что обучение академическим навыкам детей, у которых нет к этому мотивации или необходимой интеллектуальной базы, будет потерей времени и может даже повредить развитию ребёнка.

Такое обучение без запроса будет неглубоким, и все приобретенные навыки могут быстро исчезнуть после того, как изучение закончится.

При этом ребёнок с меньшей вероятностью когда-либо захочет приобрести эти навыки самостоятельно.

Источник

Оригинал статьи

Фото1:

Фото2:

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку, чтобы сообщить нам.

  • игра
  • исследования
  • развитие
  • школа