Если ребенок не слушается, его нужно научить

У родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка играть самостоятельно. Ведь их чадо не может и минуты провести в одиночестве. Ему постоянно нужна компания родителей, других взрослых или сверстников. Конечно, общение важно для развития ребенка, но и самостоятельные игры должны присутствовать в формировании взрослой личности.

Самостоятельные игры: хорошо или плохо

Взрослые любят подмечать, что ребенок не пропадет, если он очень общительный и постоянно находит себе друзей. Когда дети играют и общаются между собой – это нормальный и естественный процесс. Ребенок учится договариваться, заводить знакомства, примеряет на себе разные жизненные роли. Это помогает ему быстрее вливаться в социум и взаимодействовать с другими.

Но это не означает, что самостоятельные игры способствуют замкнутости и отчуждению. Если ребенок больше времени проводит с самим собой, это ещё не повод вести его к психологу и искать, что с ним не так.

Каждый ребенок – уникальная личность со своими склонностями и предпочтениями. Кто-то больше времени проводит с другими, а кто-то – один.

Самостоятельное времяпровождение позволяет малышу лучше себя понять, весело проводить время с самим собой, и не ощущать зависимость от постоянного общения с другими людьми. Даже у очень активных детей нужно развивать любовь к уединению. Так он избежит проблем, связанных с недостатком внимания и зависимостью от других людей. Ведь чрезмерная общительность – другая крайность. Такие дети не выносят находиться одни и постоянно требуют внимания к себе.

Разбор полетов

Увы, визит к психологу или педагогу с ребенком – не единственная оплошность взрослых, которые не знают, что делать если дети не слушаются и теряются в сложных ситуациях, реагируют агрессивно или, наоборот, попустительствуют там, где нужно проявить твердость. Вспомните, ведь и у вас так бывало, когда вы не знали, как утихомирить разбушевавшегося отпрыска, начинали автоматически повышать голос. Некоторые родители заходят дальше – грозят ремнем, а то и выполняют свои угрозы. Обычно, такие сцены ничем хорошим не заканчиваются: дети начинают бояться мамы или папы (последствия – соматические и психологические проблемы) или привыкают к ругани, ссорам и физическому насилию в семье, воспринимая такое поведение, как норму.

Один психолог приводит в пример двух девочек, одного возраста, одинаково симпатичных и умных. Одна девочка воспитывалась в семье спокойной, гармоничной, без криков, без истерик. Вторая девочка воспитывалась в семье, где были крики в сторону девочки, ругань между взрослыми. Девочки выросли, поехали в институт  далеко от родителей, пришло время строить свою семью. Как вы думаете, какого мужа они выберут? Та девочка, которую воспитывали в гармонии и покое вряд ли окажется с мужем алкоголиком или с мужем, который может ее ударить, просто потому, что он не вписывается в ее картину мира, такой человек не привлечет ее внимания и скорее всего покажется страшным. У второй девочки ниже критерии отбора и она, по статистике, выберет человека, который позволяет себе ругаться, материться, драться…

Разбор полетов

Крик, запугивание и наказания – неэффективные методы воспитания, родителям следует потрудиться, чтоб дети их слушались с первого раза без крика и истерики.  Причем воспитание начинается уже с 2 лет, с того самого кризисного возраста, если применять правильную тактику воспитание с 2-х лет, то проблем в 7, 13 лет можно избежать, особенно если выстроить доверительные отношения с ребенком, о которых мы поговорим позже.

Разбор полетов

Заключение

Психология воспитания детей учитывает следующее — лучше всего дети воспринимают наглядные примеры. Абстрактные, оторванные от их жизни понятия для них не имеют практической ценности. Поэтому так важен для них пример родителей, привычки которых и поведение они копируют.

Читайте также:  Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога

Если ребенок плохо понимает родителей и норовит поступать по-своему, взрослым нужно усилить акценты.

Как в старом «немом кино», задействовать мимику, причем можно даже немного перебрать в выражениях удивления, скорби, или возмущения и следить, чтобы ребенок не рассмеялся и не испугался. Если это произойдет, значит была допущена ошибка, останется лишь посмеяться вместе с ним, а позже просто потренироваться перед зеркалом.

Научите детей четко выражать свои мысли

Дети, которые учатся говорить, должны четко выражать свои желания. Например, если они хотят пить, то самый простой способ удовлетворить эту потребность — научить их говорить слово «вода».

Точно также родителям следует помочь детям, которым нужно посетить ванну или когда они испытывают боль.

Умение малышей четко и точно выражать свои мысли, когда они чего-то хотят, помогает им развивать свои языковые навыки. Но чтобы это произошло, сначала нужно научить детей повторять. Это правильный способ просить что-то много раз.

Что делать, если ребенок пошел на дорогу

Резко реагировать, показывая голосом и телесной реакцией, что это опасно: "Дорога. Машины. Опасно". Если в остальных случаях ребенка не одергивают, он понимает разницу. Главное, чтобы это отличалось от обычных регулярных событий, а не было одинаковой реакцией на сотню других более нейтральных экспериментов ребенка в течение дня. Собственно машины — потенциально самое опасное, что может встретиться ребенку на улицах большого города и он способен понять мамину реакцию на опасность сразу и начать обращать на них внимание. Важно, что эта реакция должна быть показана в ходунковом возрасте. У нормально маленького ребенка нет врожденных суициидальных тенденций: это значит, что он не будет лезть туда, где его может придавить, как только он поймет, что мама считает это опасным. Эти реакции могут возникнуть позже и являютя истерическими (кризисными), их надо четко дифференцировать от нормального состояния и исправлять не в ситуации дороги, а заранее или искать какой-то крайне негативный фактор, присутствующий в жизни. Повторяю, нормальный ребенок туда, где для мамы опасно, не полезет. В возрасте тоддлера и старше поведение в отношении машин должно быть уже привычным и сформированным. Останавливаться у проезжей части и ждать маму, переходить дорогу за руку, ждать зеленого сигнала светофора, проверять наличие машин слева и справа, проверять во дворах, что нет машин, движущихся задом, распознавать по сигналам поворота и заднего хода, куда машина поедет. Все это умения и надо постоянно их тренировать. И усложнять, чтобы не они не застывали, не становились рутинными. Например, в три года ребенок с большим интересом будет осваивать дорожные знаки. Ребенок изначально стремится быть вписаннным, встроиться, справиться, если родители не сломали это негативными ожиданиями. Поэтому ему очень интересно разбирать что-то новое, связанное с дорогой, например, правильно ли припаркована машина. Мы проводили за обсуждением дорожных тем много времени, пока я была за рулем, а дочь в пассажирском кресле в возрасте 3-4 года. В это время, когда дочь с уверенностью пользовалась самокатом и велосипедом меня удивляли взрослые, кричащие ей в след: "Дорога. Машины!" В этом возрасте уже не время осваивать остановку у проезжей части (она должна быть выработана в 1,5 года), с точки зрения безопасности большого города это время более продвинутых навыков. Растут скорости, требуются другие навыки. Я элементарно не успею догнать дочь перед дорогой, если она едет на велосипеде. То есть она должна сама останавливаться и спокойно дожидаться меня. Если я чувствую, что она контроль потеряла (слишком возбуждена или слишком устала), я или возьму ее под контроль или дам ей отдохнуть (успокоиться), но это исключения, а не правило. Я стремилась показать дочери те ситуации, которые для пешехода особенно опасны, будучи внутри машины: например, что ребенка плохо видно из-за капота (он ниже), что человека плохо видно, если он обходит машину сзади, а она назад движется, что человека в темной одежде очень плохо видно водителю вечером или ночью, что даже цветная одежда в темноте может смотреться как темная. Мы с ней ехали, например, (я за рулем, она рядом) и считали, кто сколько заметил вечером (в темноте) пешеходов в темной одежде на тротуарах (небольших улиц). Я стремилась дочери объяснить, что она маленькая, поэтому ей надо на всякий случай во дворах смотреть за машинами, водителям может быть плохо ее видно. Что ответственность всегда у нее, нельзя рассчитывать, что ее заметят и бежать туда, где могут оказаться машины, не проверив. В нашем игровом наборе обязательно были дорожные знаки всех мастей и машинки, а одна из игр с папой была игра в школу для автомобилей (учитель-автобус рассказывал автодорожные тонкости). Подвожу итог: если под машины бежит ребенок 1,5 лет — его останавливают и говорят ему: "Опасно" (выбаратывают рефлекс). Если под машины бежит ребенок 3-4 лет, его разово берут за руку или дают отдохнуть (он устал и "не в себе"), усиленно учат навыкам выживания (например, он вырос в деревне и еще не научился как живут в городе на больших скоростях: "Посмотри налево, посмотри направо"), либо маму ведут к психологу, потому что ребенок отчаянно добивается внимания опасным способом и эту ситуацию надо исправлять, иначе он найдет где нарваться на опасность — от всего не оградишь.