Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?

То, что для взрослого человека является привычным и само собой разумеющимся, для ребенка может казаться совершенно непонятным. Так, маленький человек видит, что полки магазинов заполнены разными вкусными вещами и интересными игрушками. Но почему все это нельзя просто взять и отнести себе домой, он не понимает. Ввести малыша в мир денег, на которые люди могут приобрести себе нужные товары, должны родители.

Отношение к деньгам у детей дошкольного возраста (от до лет)

В этом возрасте дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучают их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. К тому моменту, когда дети отправляются в школу, они уже готовы получать деньги на карманные расходы. Основная цель заключается в том, чтобы предоставить возможность ребенку самому распоряжаться полученными средствами: откладывать, вкладывать во что-то либо просто тратить. Как полагают многие эксперты, выдаваемая сумма не должна зависеть от полученных в школе отметок. Однако поощрение за определенную работу (уборку комнаты, квартиры) будет вполне разумным. При выдаче денег на карманные расходы родители должны учесть, сколько реально необходимо ребенку в день, желательно обсуждать данную сумму с самим ребенком. Родители могут также научить ребенка откладывать деньги, практикуя следующий метод: можно предложить ребенку разделить ту сумму денег, которую он получает, к примеру, в месяц, на 3 части (1 часть он может тратить на все, что угодно, 2 — копить на что-то дорогое, к примеру, книгу либо игрушку, 3 — откладывать на реализацию долгосрочных планов, к примеру, будущей учебы). Детям нравится, когда деньги делают деньги.

Что ребенок должен знать о деньгах

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.

В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, «мещанству». Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: «У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег».

В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое «деньги» стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны — они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме. Вот самые распространенные вопросы родителей:

Как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами

1. Можно давать сумму, немного выше стоимости пирожка и сока на обед. Пусть ребенок отложит оставшиеся копейки себе на небольшой подарок. Это даст мотивацию на откладывание нужной суммы.

2. Будет хорошо, если у школьника будет свой кошелек, желательно с несколькими отделениями. Пусть он откладывает сдачу от покупок в одно из отделений. Обязательно нужно уточнить, что этой суммой он будет распоряжаться сам. Если захочет потратить в конце недели – пожалуйста. Но важно донести до ребенка, что откладывая месяц, сумма будет в разы больше.

3. Денежное поощрение. Родители могут договориться с ребенком о том, что добавят на необходимую покупку, если он не будет тратить деньги в течение месяца.

4. В редких случаях можно поощрить любимое чадо большей суммой, чем обычно. Например, когда он выиграет какие-либо соревнования. Но нельзя поощрять деньгами успехи в учебе. Чтобы у ребенка не вошло в привычку хорошо учиться за деньги. Достойная учеба в школе – это его обязанность.

Читайте также:  Воспитание и развитие детей раннего возраста

Главное, чтобы родители смогли донести до ребенка, что он грамотно должен планировать свои расходы. Иногда на определенную вещь нужно копить подольше. Многие дети не выдерживают и начинают тратить деньги на мелочи, так и не скопив нужной суммы. Объясните, что таким образом ребенок никогда не накопит на желанную вещь. Ведь все эти навыки пригодятся ему и в будущем. Давно доказано, что человек более успешен и состоятелен, если он умеет разумно и объективно тратить деньги. Всегда нужно видеть перспективу.

Как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами

Часто случается, что проходя мимо витрины, ребенок забывается и бежит покупать понравившуюся вдруг игрушку (или что-то еще). Но когда приходит домой, осознает, что она ему не нужна. Или видит что-то красивое и интересное у другого ребенка и тут же покупает. И опять же быстро разочаровывается. Но уже ничего не сделаешь – деньги на ненужную вещь потрачены. Как быть в такой ситуации?

Составьте вместе список желаемых приобретений. Пусть ребенок как-то выделит, что ему необходимо сейчас, а что может подождать. Список нужно дополнять или убирать лишнее в течение времени. И тогда он сам увидит, что ему необходимо (когда один и тот же предмет все время будет стоять на первом месте в списке). Это научит школьника разбираться в своих потребностях. В будущем он сможет принимать правильные решения, с умом расходовать денежные средства, отказаться от приобретения не очень важных покупок.

Если родители грамотно и правильно подойдут к вопросу обращения ребенком с денежными средствами и помогут ему в этом, то он научится экономить, правильно расходовать деньги, отказываться от ненужных покупок. Это процесс длительный и нелегкий. Но благодаря вашим с ним усилиям, ребенок сможет во взрослой жизни стать предприимчивым и успешным человеком.

Также интересно

  • Загадки Луны
  • Чистка Астрального тела или как избавиться от негативных эмоций? Упражнение «gologramma»
  • Основные правила взаимопомощи для супругов.
  • Отношения между мужчиной и женщиной. Признаки, позволяющие гармонизировать отношения между партнерами.
  • Энергетика человека и способы ее развития.
  • Истинное отношение мужчины к женщине – заметить и понять !
  • Трансформация сознания через пространство Души.
  • Пентаграммы: что это? Пентаграммы в магии
  • Небесная канцелярия или Духовное Правительство Космоса.
  • Карма: причины и следствия поступков

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

Направляйте взгляд ребенка на денежные возможности

Расскажите ребенку, что сумма, которую вы ему даете, небольшая, и хватит ее только на некоторые мелочи. Но если деньги копить, то соберется сумма побольше, и есть возможность потратить их на что-то более значимое. Приучайте ребенка к экономии – это поможет ему во взрослой жизни более рационально распоряжаться финансами.

Важно с раннего возраста объяснять детям, что деньги бывают не только бумажные и металлические, а также электронные. Такие деньги имеет свойство «бегать». На простом языке объясните, что такое современные способы оплаты за товары и услуги при помощи банковских карт, интернет-банкинга и т.д.

На примере окружающих вас вещей можно объяснить ребенку даже азы бизнеса. Например, что деньги могут «расти», если положить их, к примеру, в банк на депозит. Или что деньги «делают» деньги. Допустим, сапожник решил расширить свое дело и заняться дополнительно изготовлением ключей. Он тратит деньги на приобретение специального оборудования. В дальнейшем он возвращает потраченные деньги посредством продажи ключей и начинает уже получать прибыль.

Ребенок, с детства приученный к пониманию ценности денег, станет во взрослой жизни более уверенным и финансово успешным.

Подростки

Подростки уже начинают обретать независимость, и многие начинают искать способы получить деньги — например, заработать или попросить больше карманных денег. Это отличное время, чтобы закрепить хорошие привычки по обращению с деньгами.

Другие родители превращают повседневную жизнь в «реальную жизнь».

  • Когда дочери Карен Колтон было 13, она начала планировать каникулы вместе с мамой. Во время путешествий Карен часто арендовала недорогие апартаменты на недолгий срок. Она рассказывает: «Дочь помогла мне с планированием, в том числе и бюджетом. К 13 годам она уже была профессионалом. Однажды мы неожиданно прибыли в Брюгге, и она вызвалась найти нам жилье. Мы оставили ее в телефонной будке с туристическим гидом, который она взяла в инфопункте для туристов, и она забронировала нам уютную квартиру, которая вписалась в наш бюджет».
  • Весной Холли Рэган платила своим детям игрушечными деньгами, чтобы они делали свои виртуальные школьные задания, а потом начала взимать с них плату за жилье и еду. Старшая дочь получала зарплату повыше, потому что она была образованнее и работала больше.

Карманные деньги

Карманные деньги можно давать детям уже с 6-7 лет. Так вы можете приучить малыша к самостоятельности. Ребенок должен меть самостоятельно распоряжаться ограниченными финансовыми ресурсами.

Читайте также:  Ребёнок 1 год — развитие: что должен уметь и что есть

Многие родители опасаются давать деньги детям до 11-12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потеряет или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы.

Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение «взрослости», и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам.

Причем, если первоклашкам карманные деньги стоит давать ежедневно и небольшими порциями, то учеников третьих-четвертых классов можно переводить на еженедельное содержание. А старшеклассникам финансирование должно выделяться раз в две недели, а лучше — раз в месяц. Это учит ребенка планировать собственные расходы.

Подаренные или заработанные деньги также должны оставаться у ребенка (о том, как привить любовь к накоплению). Но чтобы он их не потерял и не растратил (иногда речь идет о довольно крупных суммах), папа или мама могут предложить себя в качестве ответственного хранителя. Но в таком случае очень важно самому не запускать руку в «детский капитал». Ведь, если ребенок узнает о том, что родитель потратил его деньги, доверие будет подорвано.

Карманные деньги

В данном случае отличным вариантом станет вклад в банке. Его можно открыть как на имя родителей, так и на имя ребенка (некоторые банки предлагают депозиты на имя несовершеннолетнего). Причем, идти в банк и класть, и снимать деньги следует обязательно с ребенком.

Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в языковой лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: «За эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку».

Итак, вот несколько рекомендаций: 

  1. С самого начала объясните ребенку, на что именно ему даются деньги. Пусть он сам решает, что ему купить на карманные деньги (конфеты, мороженное или сувенир маме).

  2. Сумма карманных денег должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.

  3. Карманные деньги должны выдаваться 1 раз в неделю в определенный день. Сумму не следует увеличивать под предлогом того, что ребенок все истратил.

  4. Если вы не можете дать ребенку карманных денег, объясните причину.

Планирование покупок

Когда маленький человек научится различать номинал купюр и ориентироваться в ценах, игру можно будет перевести в реальность. Перед учебным походом в настоящий магазин ребенка нужно попросить самостоятельно написать список необходимых товаров (из 3-4 позиций) и выдать ему небольшую сумму.

В магазине детям предстоит найти (с помощью взрослого) необходимые продукты и посмотреть, сколько они стоят. Если денег в кошельке окажется достаточно, то можно идти на кассу и оплачивать покупки.

С течением времени такую игру можно усложнить. Например, в список покупок вместе с ребенком нужно написать ингредиенты, необходимые для приготовления одного вкусного блюда. Если остаются лишние деньги, то можно будет купить на них еще и коробку конфет.

При этом взрослый выдает ребенку сумму с таким расчетом, что после покупки всех необходимых продуктов у него останется 30-40 рублей (и этих денег на конфеты не хватит). Передвигаясь вместе с ребенком по магазину, родители должны следить за его рассуждениями и действиями. Как быстро он поймет, что на сладости денег не остается? Какое решение он примет? Оставит семью без обеда, или откажется от приобретения незапланированных конфет?

В ходе этой игры маленький человек получит первые навыки по планированию покупок. Он с детства привыкнет заранее составлять список нужных товаров. Также он поймет, что имеющихся финансовых ресурсов не всегда хватает на все, что хочется. И научится сначала приобретать то, что нужно, а остаток тратить по своему усмотрению.

Небольшую сумму, которая останется у ребенка после покупки нужных продуктов, можно ему подарить. На сдачу у него получится приобрести себе коробку сладостей подешевле. Или можно предложить ему копить деньги. Так у него со временем появятся финансы на ту коробку конфет, которую не получилось купить в первый раз. Таким образом ребенок поймет, что жить надо по средствам. А на дорогостоящие покупки деньги придется накапливать.