Что делать родителям, если ребенок гиперактивный?

Гиперактивного ребенка родные, воспитатели и преподаватели называют настоящим «вечным двигателем». Даже в самом раннем возрасте он время от времени мог выпадать из своей кроватки. А уже в возрасте 5 лет увлечь этого ребенка интересной сказкой или просмотром мультфильма почти невозможно. Когда ребенок начинает ходить в школу, проблем становится только больше. Как появляется такое явление и можно ли его победить?

Как помочь гиперактивному ребенку?

Нужно понимать, что СГДВ обусловлен особенным строением мозга и нервной системы. Потому малышей с гиперактивностью бессмысленно наказывать и упрекать. Да, с ним тяжело. Он плохо учится, доставляет много проблем окружающим своим поведением. Но по-другому он просто не может.

Диагноз гиперактивности и дефицита внимания ставит врач. Затем, он же назначает лечение и дает рекомендации родителям. В большинстве случаев они заключаются в следующем:

  1. Обязательное соблюдение режима дня всеми членами семьи ежедневно, независимо от будней, праздников и особых обстоятельств. Любые послабления режима приводят к новым выплескам энергии.
  2. Отказ от наказаний и упреков гиперактивного ребенка. Он особенный, и с этим нужно смириться, принимать его таким, какой он есть. Разговаривать с ним нужно спокойным тоном, иногда по нескольку раз объяснять, что от него требуется.
  3. Отвести его в спортивную секцию, где он может расходовать избыток энергии. Подойдут плаванье, прыжки в воду, легкая атлетика. Не подойдут командные виды спорта, так как ребенку противопоказаны негативные эмоции. А они неизбежны, если команда проиграет.
  4. Если решено отдать малыша в сад, лучше выбирать частный или специализированный. В группе, где мало детей, он получит больше внимания, и не будет доставлять проблем другим детям. Если в дошкольный период будет правильно проводиться коррекция поведения, то в школьном возрасте гиперактивность контролировать будет легче. Разумеется, учитель должен быть в курсе проблемы и знать о рекомендациях врача в отношении такого ребенка.
  5. Каждый положительный момент в жизни гиперактивных детей должен поощряться. Это может быть похвала, маленький приз в виде открытки или наклейки. Наказания строго запрещены, но недовольство поведением ребенка выражать все же необходимо. Например, не давать ему приз, если он во время урока баловался, но поощрить, если на перемене помог учителю.
  6. Не рекомендуется давать детям с СГДВ долгосрочные поручения и задания. Они попросту забудут их выполнять.

Поскольку синдром гиперактивности связан с нарушением нервной деятельности, врач может назначить медикаментозное лечение. Родителям необходимо проконтролировать, чтобы назначенные лекарства прошли апробацию на людях. Если все в порядке, они пойдут на пользу и помогут корректировать поведение непоседы.

Как проявляется гиперактивность

Это нарушение проявляется многими симптомами. Вот основные их них.

Недостаток внимания

Ребенок не может длительное время быть сосредоточенным на каком-либо одном деле, которое требует внимания и усилий. Это и чтение книги, и занятие математикой, и даже просмотр мультфильма. Из-за неспособности быть внимательным дети часто получают плохие оценки в школе.

Читайте также:  Социальный работник. Кто он? \ Что нужно знать родителям?

Импульсивность

Дети с таким синдромом часто совершают необдуманные действия, спешат, отвечают на вопрос раньше, чем собеседник его закончит. Они испытывают трудности с планированием дел и не могут дождаться очереди. В результате у них портятся отношения с другими детьми, родителей все чаще начинают вызывать в сад или школу.

Подвижность

Как проявляется гиперактивность

Такой ребенок постоянно находится в движении. Наблюдая за ним, можно заметить, что он постоянно бегает и скачет по комнате. Если попросить его сесть, то он будет болтать ногами или размахивать руками. Спокойно ходить ребенок не может. Он или бежит или передвигается вприпрыжку. У него очень оживленное лицо, бегающие глаза.

Изменения настроения

Родители не могут понять, почему у малыша так часто меняется настроение. Трудно предсказать поведение ребенка. Иногда без веской причины может возникнуть всплеск эмоций. В один миг ребенок может стать злым и жестоким, а через короткое время после этого превратиться в милого ребенка.

Плохая память

Когда малыш не может сконцентрировать свое внимание, постоянно совершает необдуманные действия, отвлекается от дел, информацию ему запомнить очень трудно.

Факторы, вызывающие гиперактивность у дошкольников

По статистике гиперактивность у дошкольников отмечается чаще у мальчиков, чем у девочек. Проявление в поведении импульсивности и чрезмерной активности встречается у мальчиков в 5 раз чаще. Диагноз СДВГ отражается на отношениях со сверстниками и воспитателями. В дальнейшем подобное расстройство сказывается и на учебе.

Конечно, такое состояние легче предупредить, чем лечить. Существуют определенные группы «риска», у которых подавляющее число причин — объективные. В основном, все они связаны с внутриутробным развитием:

  • наследственность, генетическая предрасположенность;
  • повышенное артериальное давление у беременной матери будущего малыша;
  • неправильное развитие во время беременности;
  • кислородное голодание и избыток углекислоты в крови и тканях плода, так называемая асфиксия или удушье;
  • токсикоз, болезненное состояние беременной;
  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые или, напротив, преждевременные роды;
  • сложная экологическая ситуация, вредные факторы на производстве;
  • стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • несбалансированное или недостаточное питание во время беременности;
  • тяжелые заболевания матери во время внутриутробного развития малыша.

Эти причины, в основном, не зависят от целенаправленных действий матери. Например, генетическую предрасположенность невозможно скорректировать. Конечно, нужно внимательно следить за своим здоровьем и понимать, что оно принадлежит уже не только матери.

Существует целая группа факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье малыша, зависящих от поведения матери. Причины гиперактивности бывают следующими:

Факторы, вызывающие гиперактивность у дошкольников
  • прием матерью лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • отрицательное воздействие во время беременности на организм: алкоголя, курения, наркотиков;
  • постоянные конфликтные ситуации в семье;
  • необоснованно завышенные требования: в семье со стороны родителей, в детском саду — воспитателей;
  • постоянные нарекания со стороны взрослых.

Уже к 4-5 годам дети сами могут осознавать, что приносит проблемы. Еще хуже, если при возникновении подобных трудностей, начинают ссориться их родители. Дети не просто понимают свою «ущербность». Еще осознают, что являются причиной ссор в семье. Все основные проявления СДВГ могут значительно усилиться.

Он еще больше беспокоится, стараясь понять, что от него хотят. Становится плаксивым или чересчур активным, в надежде разрешить конфликтную ситуацию. Поэтому нужно запомнить, что гиперактивности нельзя давать развиваться. Нужно по возможности сохранять мир в семье. Спорить о методах воспитания можно только в отсутствие детей.

Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка на художественную гимнастику?

Ребенок не слушается

Игры для гиперактивных детей

  • «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
  • «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
  • «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
  • «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
  • «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
  • «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.
Читайте также:  Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 6 лет не слушается старших?

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным – к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: успокаивающие травы для купания ребенка). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Янг Джинлонг – передвигает автофургон

Янг Джинлонг сейчас живет в Аньхое, провинции Китая. Джинлонг (7 лет) является одним из самых тяжелых людей в нашем списке, его вес – около 50 килограмм. Его родители утверждают, что они знали об особенности сына, когда ему было всего 9 месяцев от роду и он мог поднять 5-килограммовую металлическую канистру с маслом.

Джинлонг нашел хорошее применение силе, хотя та бочка с маслом далека от его последних впечатляющих подвигов. Одним из самых привлекательных можно считать тот, когда Джинлонг решил взвалить на спину отца и пронести его в комбинированном стиле. Этот факт становится более умопомрачительным, когда становится известным вес отца – почти 91 килограмм.

Янг Джинлонг – передвигает автофургон

У Джинлонга также есть выложенные видео, где он несет на вытянутых руках 100-килограммовый мешок цемента. И, наконец, последнее, но не из его рекордов, Джинлонг протащил минивэн весом в 1,85 тонн по дороге, обвязав веревку вокруг талии.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.