Национальный интерес безопасности в Италии освещается через призму дилеммы — безопасность ЕС-НАТО.

Следующий «жизненноважный национальный интерес», по мнению Г.Моргентау, (Morgenthau G., 1962, Р.191), заключается в обеспечении безопасности страны — сегодня мы освещаем его сквозь призму дилеммы — безопасность ЕС-НАТО.В период радикальной трансформации международной обстановки широкое распространение получили идеи Ж.Деррида, который подчеркивал, что «после окончания Холодной Войны Европа пришла в движение. Возникла вновь необходимость осмыслить идею единства. Пришло время философских проектов на смену проектам политики и войны» (См. Derrida J., 1992). В это же время итальянские правящие круги столкнулись с необходимостью пересмотреть внешнеполитический курс государства, что, в свою очередь, породило обширные научные дискуссии. Ряд работ исследованию векторов итальянской внешней политики, а, соответственно, ориентиров жесткой безопасности, посвятили как отечественные исследователи, О.Муромцева и О.Барабанов, так и итальянские, в частности, Лодовико Инчиза ди Камерано. Анализируя полемику, развернувшуюся в начале 1990ых годов в итальянском обществе относительно выбора ориентиров Италии по вопросу безопасности, отечественные и итальянские ученые исследуют два подхода на проблему — атлантический и европейский.

Так, в 1992 году Инчиза ди Камерано обращал внимание на то, что в изменившемся международном контексте и при постепенном пересмотре внешней политики США, Италия будет вынуждена сделать выбор между сближением с Германией (европейский путь) и обращением к неевропейскому партнеру – США (английский путь). По мнению Инчиза, т.к. итальянские интересы совершенно не совпадают с американскими, имеется достаточное основание для утверждения собственной независимой позиции (См. Incisa di Camerano L., 1994). Схожее мнение по данной проблеме демонстрирует президент Италии c 1985 по 1992 годы и председатель Совета министров c 1979 по 1980 годы Франческо Коссига, рассуждая об ориентации на НАТО, он подчеркивал что «Постфашистская социалистическая Италия всегда ориентировалась на третью силу, нежели была атлантической, и никогда не испытывала любви ни к Америке, ни к НАТО» (См. Commissione parlamentare, 1997).

В свою очередь, отечественные авторы, например, Ольга Муромцева в статье «Италия: формирование концепции средиземноморской безопасности (90ые годы)» отмечает, что долгое время внешняя политика Италии была нестабильной, колеблющейся, однако, с середины 1980ых годов наметилась тенденция к усилению ее самостоятельности (Муромцева О., 2004, с.91-97). Мы склонны не согласиться с мнением Муромцевой, так, например, мы обнаружим, что во время первого пребывания Сильвио Берлускони на посту председателя Совета министров (1994-1995) основной акцент во внешней политике делался на НАТО, а партия «Веред, Италия!» всецело поддерживала развитие дружбы и партнерства с США. Выбор подобной тактики во многом объяснялся нестабильностью внутриполитического положения в стране и установками трансатлантического партнерства. Также, на наш взгляд, весьма рельефно роль Италии в последние годы Холодной войны охарактеризована в журнале La Charta бывшим лидером Национального Альянса Адольфо Урсо: «Мы жили, прячась под американским зонтиком» (См. La maggioranza atlantica, 1999). Другой отечественный исследователь Олег Барабанов в своей работе детально исследует роль Италии в международных отношениях на современном этапе, освещая основные направления внешнеполитического курса страны – Россия, ЕС, Балканы, Средиземноморье. Излишне категоричным на наш взгляд выглядит утверждение автора о том, что «Италия занимает осторожную и фактически проамериканскую позицию, высказываясь относительно активизации военного измерения ЕС» (Барабанов О., 2003, С.85).

Несомненно, для Италии НАТО остается ключевой основой безопасности, однако, утверждать, что Италия занимает «проамериканскую позицию» было бы ошибочно. Так, в Программе Председательства Италии в ЕС одним из основных пунктов стал «Дипломатия и безопасность» (См. Italian Presidency Guide). Сегодня, чтобы достойно противостоять вызовам нового века, ЕС должен стать более активным в международных отношениях, а это невозможно без наращивания странами-членами своего военного потенциала, и это — объективная реальность, которую сегодняшнее руководство Италии всецело осознает. Особая значимость итальянским правительством также придается разработке ряда операций ЕС по борьбе с терроризмом, в которых Европол будет выполнять одну из определяющих функций. Немаловажным является и тот факт, что Стратегия безопасности в Европе (См. Проект стратегии, 2003), важнейший документ в сфере обороны и безопасности, была утверждена во время председательства Италии в ЕС во втором полугодии 2003 года.

Размышляя относительно реалий сегодняшней итальянской политики, подчеркнем, что на внешнюю политику и политику безопасности Италии влияет межблоковое противоборство внутриполитической жизни. В качестве основного методологического подхода здесь лежит работа Дж.Розенау «Новые направления в изучении внешней политики». В его исследовании внешняя политика воспринимается в тесной взаимосвязи с внутренней: «Сегодня последствия глобализации таковы, что происходит размывание понятий внутренней и внешней политики. Многие правительства, демократические и авторитарные, ослаблены внутренними разногласиями. Внутренняя политика осложняет процесс принятия решений во внешней политике, делая эти правительства неспособными справиться со сложным набором внешнеполитических проблем» (J.Rosenau, 1987). Так, в итальянском правительстве левоцентристов ориентация делается на интенсификацию натовских связей и средиземноморское направление (активная роль в урегулировании статуса Косово, попытка увеличить итальянский контингент в Афганистане, попытка расширить американскую военную базу «Эдерле» под Виченцей). Получается, что ставка «Демократической партии» на вышеперечисленные приоритеты внешней политики сегодня привела к тому, что левоцентристское правительство стало теневым (левоцентристское правительство продолжает функционировать, создав «теневое правительство»). При правоцентристском правительстве приоритетными становятся экономические интересы Италии в ЕС и сближение с Россией. Очевидно, что Италия сегодня в лице коалиции «Народ свободы» С.Берлускони выбирает активную внешнюю политику в Европе.

Такие процессы в Европе в целом и в Италии в частности сегодня позволяют нам судить о том, что все более четче стали вырисовываются тенденции, в которых проявляются имманентные основы безопасности Европы.

Tags: , , , ,

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш коментарий.

В случае использования материалов активная ссылка на capriciosa.ru обязательна