Италия, ее роль в деле подписания Конституции ЕС и Лиссабонского Договора

В 2001 года председателем Совета Министров Италии стал С.Берлускони, за это время и до второй половины 2003 года, когда Италия возглавила ЕС, в Союзе поочередно председательствовали Бельгия, Испания, Дания и Греция. В ходе их президентства были приняты рабочие программы и озвучены основные направления деятельности, однако, лишь итогом бельгийского председательства явилось создание нового органа, призванного реформировать общий политический уклад Евросоюза — Конвента, который возглавил бывший президент Франции Валери Жискар Д’Эстен. Д’Эстен вместе с двумя своими заместителями – Джулиано Амато и Жан-Люк Дехаэном и представителями от каждого государства-члена Европейского Союза – приступили к разработке европейской конституции. Процесс разработки документа, его подписание были продиктованы объективными факторами — без этого важнейшего документа невозможно дальнейшее существование Европейского Союза после его масштабного расширения в 2004 году.

Принятие Конституции Европы стал также главным приоритетом Программы Президентства Италии в ЕС во второй половине 2003 года, правительство Италии пыталось сделать все, чтобы добиться скорейшего подписания, однако, в поставленные сроки достичь этой цели не удалось. Многие политические обозреватели назвали неподписание крахом и несостоятельностью Союза. На что президент Франции Жак Ширак ответил: «Вся история европейской интеграции – это череда провалов, но еще не было хода вспять». Тем не менее, своим председательством Италия все же поспособствовала тому, чтобы вопрос принятия и подписания основного закона, наконец, был рассмотрен.

То, что подписание Конституции не произошло во время председательства Италии в ЕС, означает, что данной проблемой сообщества будет заниматься следующее на очереди государство. С 1 января 2004 года Ирландия, являясь хоть и не явным лидером сообщества, но страна, к чьему мнению прислушиваются, приступила к исполнению своих обязанностей. Однако и Ирландии не удалось разрешить всех противоречий.

Лишь во время президентства Королевства Нидерландов с 1 июля по 31 декабря 2004 года долгая и кропотливая работа по подготовке конституции ЕС привела в конечном итоге к подготовке текста документа и к его подписанию.

Церемония подписания Конституции Европейского Союза состоялась в Риме 29 октября 2004 года. Лидеры 25 стран-участников собрались в том же зале Горациев и Куриациев на Капитолийском холме, где в 1957 году был подписан Римские договоры об образовании Европейского Экономического Сообщества и Евратома. Премьер-министр Италии С.Берлускони выступил с речью, в которой призвал членов сообщества не откладывать ратификацию конституции. Для вступления документа в силу на территории каждой страны, входящей в сообщество, он должен быть принят по результатам голосования в местном парламенте или на референдуме.

В целом, работа над проектом Конституции ЕС была очень сложной – она затрагивала национальные интересы различных стран, что порождало дискуссии и столкновения. Мнения разделились еще при подписании, однако, основные разногласия проявились в ходе ратификации документа. 29 мая и 2 июня 2005 года Франция и Нидерланды проголосовали на референдумах против ратификации европейской конституции, и это, несмотря на то, что проект Конституции был окончательно доработан и подписан в ходе голландского председательства в ЕС. Встает очень серьезная проблема, т.к. без ратификации Конституции ЕС не приобретет новое качество — не превратится в более тесный союз европейских государств и народов. Что касается Италии, то верхняя палата парламента (Сенат) 6 апреля 2005 года ратифицировала Европейскую конституцию. При голосовании за текст единого основного закона для 25 стран высказались 217 депутатов, против — 16. Нижняя палата (Палата Депутатов) одобрила Евроконституцию в январе 2005 года. Итальянский парламент стал первым из законодательных собраний крупнейших стран ЕС, одобрившим единую конституцию. Но Конституция была уже обречена и, таким образом, до декабря 2007 года ЕС пребывал в институциональном тупике. Из уст ведущих политиков звучали заявления, типа: «Договор оборудовал Европу инструментами, которые до недавнего времени отсутствовали. Но более не существует единого духа, двигающего нас вперед»1 (глава кабинета министров Италии Р.Проди о сложившейся ситуации). Это продолжалось до 13 декабря 2007 года, до тех пор, пока не состоялось подписание нового Лиссабонского Договора или Договора о реформе, призванного заменить нератифицированную Конституцию2. Опять предстоял долгий путь ратификации. Словения, которая председательствовала в ЕС, начиная с января 2008 года, в своей Программе председательства сделала главным приоритетом ратификацию Лиссабонского Договора3. Однако в конце своего председательства 13 июня 2008 года стало очевидно, что 53% ирландцев на референдуме высказались против Договора4. Президент Италии Дж.Наполитано был возмущен тем, что большинство ирландцев проголосовало против Лиссабонского договора (в соответствии со статьей 6 Лиссабонского Договора, ратификационные грамоты сдаются правительству Италии на хранение5). По мнению итальянского президента, в многолетнюю работу над договором представители многих стран ЕС вложили много труда, поэтому «было бы неверно и немыслимо начать с нуля такую объемную и серьезную работу. Нельзя думать, что страна, которая составляет меньше, чем 1% от населения Европейского Союза, может заблокировать процесс, который уже нельзя откладывать»6. Министр иностранных дел Италии Ф.Фраттини также подчеркнул, что итальянский парламент планирует ратифицировать Лиссабонский договор до конца лета 2008 года: «Парламент страны будет работать над его ратификацией в ускоренном режиме»7. Вслед за Ирландией президент Польши 1 июля 2008 года отказался подписывать Договор, ратифицированный польским парламентом. Нежелание Ирландии и Польши ратифицировать Лиссабонский Договор понять можно. Так, например, начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством при голосовании считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза8. Блокирующим меньшинством в таком случае могут стать четыре крупных государства-члена Европейского Совета (союз Франции и Германии, например, может заручиться поддержкой двух других многонаселенных членов – Италии и Великобритании, тогда интересы других государств будут проигнорированы). Также, с ноября 2014  года Европейская Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС9. Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Это значит, что представительство той же Ирландии и Польши не будет перманентным – решения будут приниматься без учета мнения этих стран.

Следующим моментом стал статус Хартии по правам человека, инкорпорированной в Лиссабонский Договор, которой отныне придавалась обязательная юридическая сила10. В Ирландии права человека являются приоритетом над всеми писанными законами, однако, очевидно, что ситуация меняется, и приоритет отдается acquis communitaire. Таким образом, становится очевидно, что элите крупных государств, таких как Италия, Франция, Германия и Великобритания выгоден Договор о реформе, в то время, как права более мелких государств-членов будут существенно урезаны. Итак, главный приоритет Программ председательства Италии в 2003 году и Словении в 2008 году — ратификация Конституции ЕС и Лиссабонского Договора соответственно – доказывают факт того, что ЕС до сих пор подыскивает наиболее оптимальную форму, оставаясь верным идее. Долгое время ЕС находился в поиске оптимального институционального решения. Франция, которая председательствовала в ЕС во второй половине 2008 года и в которой находятся лучшие Замки мира, целью своей Программы не ставила завершение ратификации Лиссабонского Договора членами ЕС. Во французской Программе только подчеркивалось, что «15 октября 2008 года состоится заседание Европейского Совета, на котором будет принято окончательное решение в отношении будущего Лиссабонского Договора. До этого времени необходимо проводить исследования с тем, чтобы выявить предпочтения граждан в конкретных областях»11. Так, Н.Саркози заявлял лишь о необходимости проведения в Ирландии повторного референдума по Лиссабонскому договору12. На втором референдуме осенью 2009 ирландцы подтвердили свой высокий евроскептицизм 32,9%, от них не отставали британские парламентарии 37%. Лиссабонский Договор вступил в силу 1 декабря 2009 года. В Италии все палаты парламента проголосовали единогласно 23 и 31 июля 2008 года соответственно. Новый договор, вступивший в силу, предусматривает учреждение постов президента ЕС и министра иностранных дел – ими стали в ноябре 2009 года бельгийский политик Херман ванн Ромпей и британка Кэтрин Эштон соответственно13.

1 Buck T., Blitz J., Bickerton J. EU Treaty breaks years of deadlock // Financial Times. — 2007. — 24 June.

2 См. The Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community: [Electronic resource] / The Treaty of Lisbon. — Electron.doc. — Access to doc.: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ%3AC%3A2007%3A306%3ASOM%3AEN%3AHTML, free. — Screen title.-Eng.lang.

3 См. Slovenian Presidency Programme: [Electronic resource] / Slovenian Presidency Programme. — Electron.doc. — Access to doc.: http://www.eu2008.si/includes/Downloads/misc/program/Programme_en.pdf , free. — Screen title.-Eng.lang.

4 См. The Review of the provisions of the Treaty of Lisbon, May 2008: [Electronic resource] / Review. — Electron.doc. — Access to doc.: http://www.people.ie/contreaty/lisbon1.pdf , free. — Screen title.-Eng.lang.

5 The Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community: [Electronic resource] / The Treaty of Lisbon. — Electron.doc. — Access to doc.: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ%3AC%3A2007%3A306%3ASOM%3AEN%3AHTML, free. — Screen title.-Eng.lang. — Art.6.

6 Наполитано возмущен итогами референдума по Лиссабонскому договору: [Электронный ресурс] /РИА Новости. — Электрон.ст. – 13.06.2008. — Режим доступа к ст.: http://www.rian.ru/world/20080613/110424309.html , свободный. – Загл.с экрана. – Яз.рус.

7 Италия ратифицирует Лиссабонский Договор до конца лета: [Электронный ресурс] /Газета Ру. — Электрон.ст. – 02.07.2008. — Режим доступа к ст.:http://www.gzt.ru/world/2008/07/02/153339.html, свободный. – Загл.с экрана. – Яз.рус.

8The Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community: [Electronic resource] / The Treaty of Lisbon. — Electron.doc. — Access to doc.: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ%3AC%3A2007%3A306%3ASOM%3AEN%3AHTML, free. — Screen title.-Eng.lang. — Protocol on the decision of the Council relating to the implementation of Art.9c(4) of the Treaty on European Union and Art.205(2) of the Treaty on the functioning of European Union between 1 November 2014 and 31 March 2017 on the one hand and as from 1 April 2017 on the other.

9 Ibidem.

10 The Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community: [Electronic resource] / The Treaty of Lisbon. — Electron.doc. — Access to doc.: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ%3AC%3A2007%3A306%3ASOM%3AEN%3AHTML, free. — Screen title.-Eng.lang. — Protocol on the application of the Charter of Fundamental Rights of the European Union to Poland and to the United Kingdom.

11 French Presidency Work Programme: [Electronic resource] / French Presidency Work Programme . — Electron.doc. — Access to doc.: http://www.ue2008.fr/webdav/site/PFUE/shared/ProgrammePFUE/Programme_EN.pdf, free. — Screen title.-Eng.lang. – Р.4.

12 См. President Sarcozy demands second Irish referendum on EU treaty : [Electronic resource] /The Times. — Electron.art. — 16.07.2008.- Access to art.: http://www.timesonline.co.uk/tol/news/world/europe/article4340086.ece, free. — Screen title.-Eng.lang.; Ирландия – единственная страна ЕС, в которой ратификация Лиссабонского Договора возможна посредством референдума. В остальных членах ЕС национальные парламенты ратифицируют Договор.

13 Президентом Евросоюза назначен Херман ван Ромпей, министром иностранных дел – Кэтрин Эштон: [Электронный ресурс]Euronews. — Электрон.ст. – 19.11.2009 — Режим доступа к ст.: http://ru.euronews.net/2009/11/19/van-rompuy-ashton-new-pan-eu-leaders , свободный. – Загл.с экрана. – Яз.рус.

Tags: , , ,

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш коментарий.

В случае использования материалов активная ссылка на capriciosa.ru обязательна