Федерализм в унитарном государстве на примере Италии

Италия – сложное унитарное государство, состоит из двадцати автономий, пять из которых по Конституции 1948 года обладают сильной культурной, экономической и политической идентичностью.В Части2, Разделе 5 Конституции под названием «Регионы, провинции, коммуны» в ст.116 отмечается: «Согласно особым положениям и в соответствии с конституционными законами Валле д’Аоста, Венециа Джулиа, Трентина Альто-Адидже, Сицилия и Сардиния приобретают особые формы автономии»[1]. Области Валле д’Аоста, Венециа Джулиа и Трентина Альто-Адидже населены славянскими меньшинствами, а Сицилия и Сардиния – этническими итальянцам. Одновременно ст.5 Конституции Италии 1948 года гласит: «Итальянская Республика является неделимой; признает и способствует развитию независимости автономий и осуществляет функции так, чтобы обеспечить государству децентрализацию[2]«. Считается, что традиционная модель унитарного государства сегодня находится в кризисе. В последние годы процессы глобализации и интеграции способствовали постепенному уменьшению их роли: унитарные государства теряют свободу принятия решений, интегрируясь в различного рода объединения. В то же время они делегируют свои функции, касающиеся внутренних дел, органам власти, занимающим промежуточную позицию между государством и местным самоуправлением. В частности в Италии ряд территориальных единиц (Валле д’Аоста, Венециа Джулиа, Трентина Альто-Адидже, Сицилия и Сардиния) получают новые сферы компетенции и большие ресурсы. Так, например, население этих 5 автономий может обращаться в парламент Италии с петицией о принятии законопроекта по всем вопросам, не касающимся лишь вопросов гражданства, финансов, налогов и безопасности границ.

На сегодняшний день Италии свойственны тенденции сильной децентрализации. В связи с этим поправка к Конституции о федерализме, которую готовило правительство Берлускони, может коренным образом изменить государственный строй. Если поправка будет принята, а до выборов в местные органы власти 3-5 апреля 2005 года она успешно прошла 1 чтение (осталось 2 чтение и подписание президентом), Италия вполне может стать федерацией. В результате, усиленно будет развиваться наметившаяся издавна тенденция — одни области будут активно участвовать в европейском строительстве, другие – останутся на втором пане: Север будет богатеть, а Юг не развиваться. Большинство итальянцев не поддерживают эту инициативу[3]. Население северной Италии называет правительство Берлускони «Roma ladorna», обвиняя Рим в том, что он «отмывает деньги» рабочих Севера, устанавливая высокие налоги, и поддерживает людей Юга, которые не хотят работать и поддерживают криминальные структуры вроде мафии.

Федералистское движение в Италии – не ново, оно стало прогрессировать еще в 50ые годы 20 века. Идеи федералистской Европы и Италии принадлежали известному итальянскому ученому Альтиеро Спинелли[4]. Именно тогда Спинелли выдвинул тезис о появлении особого федерального устройства, определяющего как характер взаимоотношений между самими интегрирующимися единицами, так и распределение полномочий, возникающих при взаимодействии с центром. В этом смысле децентрализация, о которой говорит Спинелли, воплощается в принципе субсидиарности. Принцип субсидиарности – основополагающий принцип правовой базы Европейского Союза. В Конституции ЕС 2004 года он находит отражение во многих статьях, что доказывает его фундаментальность (Раздел 3, ст.9; Часть 2; Протокол о принципах субсидиарности и пропорциональности[5]). Исторически принцип был закреплен в основополагающем юридическом документе Европейского Союза – Маастрихтском Договоре от 7 февраля 1992 года: «В соответствии с принципом субсидиарности: сообщество должно уважать особенности государств и регионов, принимая во внимание их разнообразие»[6].


[1] Barile P., Caretti P., Broglio F.M. Le Costituzione per tutti / Roma.: Sansoni editore, 1996.

[2] ibid

[3] Результаты состоявшихся недавно выборов показали, что доверие к правительству падает. 15-17% населения поддерживают политику Берлускони сегодня, в то время как в 2001 году его поддерживали 31-33%.

[4] Spinelli A. The European adventure – task for the enlarged community / A.Spinelli. London, 1972.

[5] Treaty establishing a Constitution for Europe / Luxemburg.: Office for official publications of the European Commission, 2005.

[6] Маастрихстский Договор, 2п.3ст. [Электронный ресурс] / Маастрихстский Договор. Электрон.ст. Режим доступа к ст.:  http://europa.eu.int/eur-lex/en/treaties/selected/livre521.html

Постовой: Вооружение и военная техника

Tags: , ,

Оставить комментарий

Внимание: Модератор имеет право удалить ваш коментарий.

В случае использования материалов активная ссылка на capriciosa.ru обязательна